Омскому областному дендросаду имени Гензе уже более 70 лет. Он рос вместе с городом. К 200-летию области власти решили уменьшить площадь сада более чем в два раза. Объяснения не вызвали у омичей доверия.

Решение о таком преобразовании принималось на уровне руководства области. А вот техническое исполнение и объяснения с омичами возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

История сада начиналась на 1 га земли в 1948 году. И до недавнего времени площадь его уже составляла 18,6061 га. Сад имел категорию, т.е целевое назначение — памятник природы, и земли, на которых он расположен, были объявлены особо охраняемой природной территорией (ООПТ).

Территория, которую власти хотят сейчас забрать у дендросада (будем называть её спорной), вошла в его состав в 2011 году постановлением губернатора Л. К. Полежаева. Эту территорию нужно было спасать от застройки, а сад нуждался в дополнительных землях для своего дальнейшего развития. На расположенных вблизи участках, на пересечении улиц Красный Путь и Березовая, провели экологическую экспертизу. Специалисты признали природную ценность земель и, уже как часть дендросада, территория была объявлена памятником природы в составе ООПТ.

На этом развитие дендросада остановилось.

Часть территории, в районе Лебединого озера, много лет назад была минимально благоустроена и доступна для отдыха горожан. Вблизи находится мемориальная зона, посвященная жертвам Гражданской войны.

А вот участки со стороны улицы Березовой, огородили красивым забором и оставили в неизменном виде. Сотрудникам дендросада доступ на участки был запрещен. Там даже мусор не убирали, хотя минприроды бюджетные деньги на это получало (по крайней мере, по закону должно получать). Омичи неоднократно писали обращения в прокуратуру с требованием привести территорию в порядок и соблюдать охранный режим. Природоохранный прокурор Клевакин отвечал: «указанные нарушения подтвердились, …с ответственными должностными лицами проведена разъяснительная работа»(№ 29-2021/20520043)». На этом вся работа и прокуратуры, и минприроды заканчивалась.

Благоустройства этой территории хотят и давно ждут ВСЕ горожане. Но как выясняется, найти согласия в этом вопросе у жителей города и администрации не получается. Каждая сторона представляет благоустройство этой земли по-своему.

Пару лет назад омичам заявили, что статус памятника природы якобы не позволяет провести благоустройство. Власти хотят на месте спорной территории создать природный рекреационный комплекс для разнообразных видов отдыха.

Проекта еще нет, но есть задумки.

Так, замминистра А Сердюков изложил своё видение журналистам:

«С изменением статуса можно будет вести там выставки и ярмарки. Не торговлю, а, например, выставку «Флора». А также массовые спортивные мероприятия. Не строительство стадиона, а экологические забеги вокруг озера. Сейчас мы поддерживаем территории в необходимом состоянии, но никакого развития осуществлять не можем. Не можем убрать плиты и сваи, они считаются заповедными. Граждан туда вообще пускать небезопасно, особенно детей, чтобы они в горах строительного мусора там ничего себе не сломали».

Про заповедные сваи, надеюсь, замминистра пошутил. А еще он обещал проводить на благоустроенной территории концерты симфонического оркестра. При этом чиновников совсем не смущает, что подобные мероприятия на ООПТ запрещены законом. Для активного отдыха используют земли рекреационного назначения (п.2 ст. 94 ЗК РФ).

Спорные участки, помимо природной ценности, имеют и высокую коммерческую привлекательность. Но именно статус ООПТ и памятника природы не позволяет реализоваться планам заинтересованных лиц.

Все земли в составе ООПТ находятся под защитой природоохранного законодательства. Хозяйственная деятельность максимально ограничена. Есть специальный закон ФЗ РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», который требует от регионов согласования всех действий в отношении ООПТ с Министерством природных ресурсов РФ.

В нашей стране принята программа по развитию системы ООПТ. Такая программа действует и в Омской области. В целом по стране доля территорий, занятых ООПТ, составляет 13,5%. И цифры эти планируется увеличивать. В Омской области этот показатель в 2 раза ниже — 6,5%. И, несмотря на это, местные власти попытались снять статус ООПТ с Областного дендросада.


Кстати, Минприроды России письмом от 18 августа 2020 г. № 02-19-29/21240 уведомило Министерство природных ресурсов и экологии Омской области о недопустимости изъятия земель особо охраняемых природных территорий.

Чиновникам не удалось обойти закон в этот раз.

Но от своей идеи они не отказались и начали активную деятельность по смене категории «памятник природы» на категорию «природный рекреационный комплекс» в составе ООПТ — Закон это позволяет, но в исключительных случаях.

Основной вопрос, от которого зависит судьба дендросада: для каких целей задумана, казалось бы, ничего не значащая смена категорий земель?

Все просто: на территории, объявленной памятником природы самый жесткий охранный режим. Законом запрещена любая хозяйственная деятельность, за исключением той, что связана с обслуживанием самого памятника природы.

Разрешается проводить работы по разведению и изучению растений, уход за ними, просветительская работа. Допускается посещение таких территорий для прогулок по экологическим тропам. Возможно проводить необходимое благоустройство: освещение, водопровод, дорожки, лавочки, беседки, детская и спортивная площадки, санитарная зона.

Классическим примером обустройства и содержания памятника природы является историческая часть дендросада.

Природно-рекреационный комплекс — это изобретение местных специалистов. Закон позволяет регионам вводить свои категории земель в составе ООПТ. Привлекательность состоит в том, что местные специалисты сами придумывают правила содержания и развития этих территорий. Но правила эти должны быть в рамках закона об ООПТ. В нашем же случае, инициаторы преобразований выходят далеко за рамки закона, что принесет непоправимый вред самой территории. Проекта комплекса еще нет, но омичам уже сообщили, что там будут проводиться массовые мероприятия и разрешена застройка на 3% от общей площади территории.

Министр Лобов уверяет, что коммерческой застройки не будет. А что тогда будет на этих 3000 м²? Тем более на публичных слушаниях объявили, что уже есть инвестор.

А самое интересное, что со временем можно вносить изменения в правила содержания такой территории и можно увеличивать площадь застройки. И для этого даже не нужно будет проводить публичные слушания — потихоньку собрались, порешали и… построили еще один объект. Опасения омичей подтвердил замглавы областного минприроды Александр Володев. ()

Для соседей тоже будет значительное послабление: если можно строить, значит, можно и коммуникации прокладывать через ООПТ. Вот и известный в городе бизнесмен, владеющий сразу двумя соседними участками, активизировался в последнее время — сменил на своих участках категорию Р1 на Р3 и теперь готов строиться.

В этом и есть смысл проводимых преобразований?

Закон позволяет сменить категорию земель, но только если их использование по целевому назначению невозможно (ФЗ № 172 от 21.12. 2004 ст. 10). Для подтверждения этого требуется проведение публичных слушаний и положительное заключение экологической экспертизы. Формально эти условия были соблюдены.

Публичные слушания провели, даже дважды, каждый раз с грубыми нарушениями установленной процедуры и со скандалами. Желающих принять участие максимально ограничили под надуманными предлогами.

Омичи, сумевшие попасть на обсуждение судьбы дендросада, высказали свои конкретные и обоснованные предложения. Все альтернативные варианты должны были обсудить и либо принять, либо дать обоснованный отвод.

Но эти предложения проигнорировали, их даже не оказалось в протоколе слушаний. И это было прямым нарушением действующих норм. А предлагали омичи на спорной территории обустроить дендропарк, как часть дендросада, предназначенную для свободного и бесплатного посещения. Возможность такого разделения напрямую указана в законе. На территории дендропарка можно проводить необходимое благоустройство. Допустимы и капитальные строения, но только по обслуживанию самой территории.

Выглядеть такой парк будет примерно так же, как и полюбившаяся омичам историческая часть дендросада.

Дендропарки есть во многих городах. В Новосибирске дендропарк существует с 1946 года на территории в 166 га. В Москве много таких парков. Люди просто гуляют по дорожкам среди деревьев и цветов. И никому не скучно. Горожане тянуться к природе. Не все имеют возможность выехать за город.

Экологическая экспертиза была так же проведена с нарушениями требований закона. В нашем случае заключение экспертизы можно признать положительным, ЕСЛИ БЫ эксперты пришли к выводу, что спорная территория не имеет никаких признаков памятника природы и восстановлению, до состояния памятника природы, не подлежит. Такое заключение получить невозможно, особенно учитывая, что наш дендросад — искусственно созданный памятник природы. То есть его воссоздание — это вопрос вложенного труда и средств. Поэтому перед экспертами такие вопросы не ставили вообще.

Перед экспертами поставили задачу: обосновать возможность использования спорной территории для создания природного рекреационного комплекса, и эксперты это обосновали. Специалисты указали, что территория имеет плодородную почву, богатый растительный и животный мир, красивый ландшафт. То, что эти все характеристики соответствуют признакам памятника природы, в заключении, конечно, не указано. Главное, что положительное заключение получено. О том, что что оно может быть признано положительным как раз для памятника природы, просто умолчали.

На нестыковку никто внимания не обратил.

Второй год власти пытаются убедить омичей в необходимости изъятия половины территории дендросада. Пока не убедили. А вот омичи сумели добиться от министра природных ресурсов И. Лобова признания, что благоустройство на территории памятника природы проводить можно. Но, если можно благоустроить и так, зачем менять категорию?

На этот вопрос никто из чиновников ответить не решается.

Лишив дендросад половины земель, власти обрекают его на гибель. Все, кто бывал в саду, обратили внимание на большую скученность растений. Селекционная работа практически не ведется — для неё нет места. Молодые саженцы жмутся у забора или под кронами больших деревьев. Они никогда не вырастут — им тесно.

Территория, которую ожидает благоустройство, небольшая. И на ней находятся два водоема и мемориальная зона. Если власти реализуют свои планы, парк будет представлять собой территорию, заложенную тротуарной плиткой и застроенную коммерческими объектами и парковкой. Места для природы останется немного.

Губернатор Александр Бурков потребовал максимальной открытости для общественности на всех этапах создания природного рекреационного комплекса… Но чем больше информации о будущем благоустройстве поступает, тем меньше уверенности, что комплекс можно будет назвать природным.

У властей еще есть возможность, отказаться от своих планов и создать действительно прекрасный, рукотворный памятник природы. А вот будет ли желание?

Фото автора и из открытых интернет источников.

P. S. Между исторической частью дендросада и его заброшенной территорией, находятся земельные участки, принадлежащие омскому предпринимателю. Есть еще несколько небольших участков вокруг озера, находящихся в частной собственности. До недавнего времени участки числились на плане города как Р1 — рекреационные зоны, где растут деревья. Но никто не проводил экологическую экспертизу этих земель, хотя есть вероятность нахождения на их территории ценных пород деревьев и других растений. Закон позволяет изъять эти участки в пользу Омской области и соединить две части дендросада вместе.

Можно было бы создать охранную зону, как того требует закон. Но почему-то минприроды этим вопросом не заинтересовалось, хотя омичи выдвигали такие предложения на публичных слушаниях.

Елена Иванова