Однажды летом омский мэр Рощупкин открыл аппаратное совещание зловещим голосом и более чем странным вопросом, адресованным своему заместителю. «Василий Георгиевич! – сказал он тихо. – У нас в городе что, уже началась осень?» Гребенщиков, управлявший в 99-м системой жизнеобеспечения, недоумевая, ответил: «Нет, вроде бы… конец июля... а в чем дело, Валерий Павлович?» – и замолк в ожидании. Не знаю, как остальным, а мне в ту минуту показалось, что мэр взорвется от скрытой ярости, как триста тонн тротила. Однако он произнес еще тише: «Я утром проехал по всему городу. Ни одного дворника! Почему не скошена и желтеет на газонах трава? Почему на Иртышской набережной с деревьев облетает листва? Может быть, вашему департаменту не хватает воды в Иртыше?» Потом был короткий разбор полетов с раздачей чиновникам «зарядов бодрости», коих оказалось достаточно, чтобы уже через пару часов вся коммунальная махина встала «на путь исправления» указанных недостатков. В Омск тогда пришли обильный полив богарных (неорошаемых) земель и косовица с ударными темпами. По-моему, с тех пор ничего подобного видеть не приходилось.
С критической статьей на «травяную» тему я выступал в журнале «Бизнес курс» (№ 32(259) от 20.08.2008 г.) ровно пять лет назад и не возвращался к напечатанному. Смысла нет никакого. Не советское время, дабы надеяться на положительный результат «по факту публикации». И на днях понял: надо бы еще разик «сказануть пару слов без падежей» для принятия экстренных мер градоначальником Вячеславом Двораковским. Вдруг его слово в пределах мэрии, департаментов и администраций округов за год службы стало таким же весомым, как и у Рощупкина. Короче говоря, прошу считать мое эссе неофициальным обращением персонально к мэру и надеюсь получить не бюрократическую отписку, а вразумительный ответ. Наверняка он будет интересен и читателям. Адрес редакции – на предпоследней странице газеты «Ваш ОРЕОЛ».
Ну так вот. Недавно увидел в прессе опубликованное мнение первого вице-мэра Александра Турко. Буквально пару строк. Оказывается, есть в Омске какая-то суровая комиссия, которая подозрительно мало фиксирует нарушений и в которую поступило всего два протокола о «невыкосе травы» на газонах. Что-то подозрительно много. Я думал примерно так же, как и американский юморист Фред Аллен: «Комиссия – это группа людей, которые по отдельности ничего не могут сделать, но, собравшись вместе, способны решить, что сделать ничего нельзя». А тут целых два протокола! Но о каких невыкошенных газонах речь, господа-товарищи? На центральных улицах, вокруг цитаделей власти и бастионов бизнеса почти нет травостоя – все выстригают косильными машинешками до проплешин, засоряя пространство вокруг мелко нарубленным сеном. При этом две трети города вообще не ведает, что такое газоны, с чем их едят, и выращивает на свое горе самоубийственные урожаи в аграрно-промышленных объемах. Нет! Шутка ли дело: некогда «самый зеленый» город страны представляет собой громадное аллергенное поле, которое в течение месяца цветения опыляет пыльцой окрестности вокруг себя радиусом в 60 километров. Спасения нет никакого.
Ситуация в Омске лучше не становится. Наоборот! В трущобах, именуемых частным сектором, насчитывается более тридцати тысяч домовладений. Как только приходит август, так буйным цветом в них расцветает трын-трава. Я писал: «И у омичей начинается третий (летний) период поллиноза, то есть реакция иммунной системы организма на пыльцу. Голова становится «чугунной». Появляются насморк, зуд и заложенность носа, краснеют глаза, из них текут слезы. Кожные реакции еще страшнее – омские организмы покрываются красной сыпью. Что в первую очередь делают больные люди? Бегут за лекарствами и сметают их с прилавков аптек».
Аллергия разной степени тяжести поразила огромное количество омичей. Признаюсь, мне непонятно, почему молчат медики. Им-то как раз должно быть хорошо известно, что каждые десять лет заболеваемость аллергией удваивается. Проблема не шуточная, и потому, собственно, в 2008 году с трибуны делового издания обратился к людям в белых халатах и чиновникам. Думал, что прочитают мэр Шрейдер В. Ф. со товарищи, озаботятся бедой и всей ратью чиновной вместе с обленившимися жителями частного сектора двинут на покос, как только рассупонится красно солнышко. Увы! Никто и не собирался обкашивать заросшую сорняками деревню внутри города. Не собираются и ныне, при Двораковском. Хотя давно уже пора ему создать департамент сельского хозяйства заместо горзеленстроя и иже с ним. Первым и важным делом новой структуры могла бы стать жатва полыни для нужд органов государственной власти и местного самоуправления. В каждый кабинет правительства области, мэрии и других – по метелочке. Для чего? Да на всякий случай и в подражание старой доброй Англии. Средневековые англичане в судебных залах часто разбрасывали эту траву, чтобы за их пределы не распространялась «тюремная лихорадка», то бишь преступные намерения. Полыни как средства борьбы с коррупцией и иными противоправными деяниями чиновничества у нас в Омской области и ее столице хватит на сто лет с гаком.
Город, отметивший свой очередной день рождения, зарос полынью, лебедой и прочими сорными травами, как заброшенный скотомогильник. Если кому-то не нравится это сравнение, у меня есть и другое: как старое пепелище, с которого ушли погорельцы. В частный сектор, похожий на бразильские фавелы, зайти невозможно – заросли такие, что в иных местах домов не видно. Если мне не изменяет память, существуют распоряжения, приказы мэра и прочие нормативные акты, обязывающие организации, горожан и прочих косить траву на прилегающей к их владениям территории. И вроде бы раньше, до исторического материализма, была отлажена система контроля за исполнением. Для чего бог создал все эти жилкомхозы, КТОСы, комиссии, квартальных, старших по домам и дворников? Не иначе для того, чтобы они получали коммунальные платежи, отчисления и зарплату. Кстати, не мешало бы мэру спросить у самих омичей: а что вы сделали, дорогие горожане, чтобы вам комфортно жилось в «пилотном граде» на Иртыше. Даже как-то неловко напоминать взрослым людям жизненное кредо Маленького принца, на планете которого росли вредные травы. Помните? «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». Маленький принц боролся с баобабами, чтобы они не завладели всей планетой и не разорвали ее на клочки. Омск уже постигла печальная участь.
Да. Вы вправе спросить меня о личном вкладе. Довожу до вашего сведения. В День города, во время пешей прогулки по улице Звездова, я научил хозяина одного из частных домов правильному обращению с литовкой и четверть часа укладывал за него приусадебное разнотравье. А вообще за годы жизни в Омске провел мастер-класс для полутора десятков человек. Если вдруг у мэра или его подчиненных, отвечающих за косовицу сорняков, появится желание самим научиться старому дедовскому способу, то я готов поделиться опытом. Бесплатно!
Сергей Шкаев
Другие материалы автора рубрики «Историческая параллель» читайте в разделе «Колумнистика» (2-я колонка сайта)