Владимир Путин любит появляться на публике в образе сильного парня. Российского президента постоянно можно видеть в роли ныряльщика, пилота сверхлегких самолетов или китобоя. Лучше всего с оголенным торсом. Проводимую им политику никак не назовешь прогрессивной, а лучшим ее примером служит дискриминационный закон, направленный против гомосексуалистов. Поэтому концептуальный автомобиль Бернда Вееля (Bernd Weel) и Ярослава Яковлева идеально подходит для него: эта модель, по мнению двух молодых дизайнеров, «очень сильная и вообще не футуристичная».
25-летний голландец Веель и 28-летний россиянин Яковлев познакомились во время обучения в Италии. Как команда они приняли участие в конкурсе, организованном оператором российского веб-сайта cardesign.ru, а также автопроизводителем и гоночной конюшней «Формулы-1» компанией Marussia. Задача была такой: разработать соответствующий своему назначению государственный лимузин для Путина.
Своего рода фоном для объявленного конкурса стал провал в области пиара российского автопроизводителя ЗИЛ. Эта компания, главным акционером которой является государство, представила в декабре 2012 года новый автомобиль для Путина - ZIL 4112P. Рядом с этой машиной, насмешливо говорили руководители ЗИЛа во время первой презентации проекта, государственный автомобиль президента Соединенных Штатов Барака Обамы «выглядит как ужасная подводная лодка, и он совершенно не эстетичен».
Не стоило им так преувеличивать: Путина не особенно убедили результаты их усилий - и вскоре он отказался от использования предложенного автомобиля.
Пользу из этого вновь извлекла конкурирующая компания Marussia, и вместе с порталом cardisign.ru они призвали к тому, чтобы разработать для кремлевского правителя соответствующее транспортное средство. И в итоге больше всего им понравился проект, разработанный Веелем и Яковлевым.
Автомобиль - настоящий дворец
«Габариты и размеры для автомобиля были заранее заданы, - рассказывает Веель, - но в том, что касается дизайна, наши руки были свободны». Разработанная модель этих двух молодых людей выглядит как тюнингованный американский гигант с огромным капотом и напыщенной кормовой частью. «Мы получали вдохновение от архитектуры зданий на Красной площади», - отмечает Веель. Конечно, никаких луковичных башен они в свою модель не встроили, но держали в уме «величественную и классическую ауру.
«Мы ни в коем случае не хотели, чтобы наш автомобиль выглядел футуристично, - говорит Веель, - и в представленном виде он должен производиться серийно». Для голландца участие в проекте стало приятным разнообразием, поскольку обычно он разрабатывает концептуальные модели «для 2040 года». Они даже использовали название производителя и окрестили свою модель просто «ЗиЛ President».
«Я думаю, что они все в отпуске»
После того как Веель и Яковлев были допущены к участию в конкурсе, в их распоряжении оставалось всего три недели для того, чтобы разработать свою модель. Совсем непростая задача - прежде всего потому, что Веель находился в голландском городе Алкмаре, а его друг - в Санкт-Петербурге, на расстоянии в несколько тысяч километров. «Мы поддерживали связь только при помощи интернета, - говорит Веель, - но поскольку у нас не было разногласий, мы смогли быстро закончить работу над проектом». В конечном итоге они победили в борьбе со 100 другими участниками конкурса.
Веель пока не знает, бросил ли уже Путин взгляд на их «Президента». Он вообще с момента объявления победителей конкурса не получал никаких известий ни от компании Marussia, ни от портала cardesign.ru. И пока еще им не заплатили ни рубля за их работу. «Я думаю, что все они в отпуске», - говорит он, принужденно улыбаясь. - Я понятия не имею, что будет дальше, и пока все это выглядит очень таинственно».
Одно только внимание, которое теперь получили Яковлев и он со стороны средств массовой информации, стоило затраченных усилий, весело говорит этот 25-летний дизайнер. И ему совершенно все равно, кого из властителей будут когда-нибудь возить на автомобиле «ЗиЛ President». «Эта машина подойдет для любого российского президента», - считает Веель.
Редакция Der Spiegel