Причина его строительства прозаичная – не допустить перемещения диких свиней через границу, чтобы попытаться ограничить распространение африканской свиной чумы. Беда в том, что зоологи называют это намерение безнадежным и глупым, потому что свинья – такое животное, которое привыкло проникать через препятствия и наверняка найдет в заборе длиной в сотни километров место для подкопа.
Для чего задуман этот забор? О намерении создать такое грандиозное сооружение после состоявшейся в Вильнюсе встречи руководителей ветеринарных служб Литвы, Латвии, Эстонии и Польши прессе рассказал генеральный директор Продовольственно-ветеринарной службы Марис Балодис.
Разумеется, кроме официальной причины – обезопаситься от инфекционных заболеваний животных – здесь усматривается очередная возможность добраться до европейских денежек, как бы глупо они снова ни тратились. И то, что деньги европейских фондов, в отличие от послевоенного Фонда Маршалла, средства которого направлялись на реальное развитие экономики Германии, зачастую расходуются на бессмысленные или имеющие мало смысла проекты в сфере окружающей среды и туризма, не повышающие конкурентоспособность Латвии, – это обычное дело.
Таким образом, строительство забора против диких свиней протяженностью в сотни километров может быть настоящим символом Европейской политики софинансирования, открывающим ее подлинный смысл – посадить новые страны-члены ЕС на иглу европейских денег, чтобы они не могли возражать против так называемой общей политики, даже в том случае, когда она явно невыгодна.
Стройте гостиницы, не стройте заводы – эту политику мы уже раскрыли. Заметьте, как представители Европейской комиссии в Латвии выступают против восстановления сельских дорог на деньги ЕС, называя это бессмысленным, и сопоставьте с идеей строительства проволочного забора против свиней, который ОК.
Мы не можем получать справедливые прямые дотации для крестьян, зато можем получить деньги на заборы в лесу. Потому что наши крестьяне – конкуренты, в свою очередь, вложение денег в бесполезные проекты только снижает нашу конкурентоспособность. Построим заборчик, положим какой-нибудь евро в карман, хоть какая-то польза будет, иначе ничего – в этом вся философия широкого политического спектра, которую характеризует абсолютная пустота и полное отсутствие интересов Латвии,
Однако кроме нашего унижения, идея о заборе унижает наших соседей. Это отвратительная идея – построить забор между государствами – недвусмысленно напоминает Берлинскую стену, которую, как казалось, мы навсегда снесли в 1989 году и которую коммунисты построили против людей. Конечно, это пародия на Берлинскую стену, но, может быть, поэтому она более оскорбительна – не для свиней, а для людей, живущих по другую сторону границы. Антифашистская защитная стена, возведенная в 1961 году одиозной Восточной Германией, была символом холодной войны.
Не знаю, как вам, но мне новости мировых СМИ все больше напоминают времена холодной войны. Уже никакой объективности – только наши и ваши. То, над чем мы смеялись с началом Атмоды – «шпионы США против наших разведчиков», – снова в силе. В этом контексте строительство длинного забора на тысячу километров против Востока является логичным продолжением этого одебиливающего противопоставления, которое с каждым днем набирает силу.
Сандрис Точс