Корреспондент БК55 принял участие в тренировке собак ПСС.
С прискорбной регулярностью, практически каждый день, мы видим и слышим объявления о потерявшихся людях. При этом в теплое время года их количество возрастает сразу в несколько раз. Теряются дети, взрослые, пенсионеры, грибники и туристы — люди самых разных возрастов и категорий.
Их поискам активно содействует Добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», подразделения которого существуют во многих городах России, в том числе и в Омске.
Основная категория пропавших — это дети, — поделилась Мария, заместитель руководителя омского подразделения «Лиза Алерт». — У детей бывает — вышел не на той остановке, отошел от мамы — потерялся. Тут надо прямо про возрастам градировать. У пожилых людей это чаще всего проблема с памятью, заболевания такого характера, как деменция и Альцгеймер. Отдельную категорию составляют лесные заявки. Это опять же бабушки-дедушки с деменцией или Альцгеймером, ушедшие из деревни. Либо грибники — всех возрастов. Условно говоря, пошли за грибами-ягодами, не смогли сориентироваться на местности, не смогли выйти до темноты, а в темноте вообще все стало по-другому — и потерялись.»
В контексте именно лесных пропаж, как рассказала Мария, имеется некоторая устоявшаяся, хотя и весьма безрадостная, закономерность.
Пик количества потерявшихся не всегда можно предсказать точно, потому что это зависит от грибной, ягодный и прочей активности. Но в среднем летом где-то в три раза больше заявок, чем зимой. Начинается где-то с апреля-мая, когда тает снег, в лесах начинаются первые полевые ягоды-цветочки и вообще тепло становится — тогда начинает расти число заявок. Пик обычно приходится на август–сентябрь, когда у нас максимально много грибов и ягод. Но, опять же, бывает варьируется.»
Корреспонденту БК55 удалось не только пообщаться с членами отряда, но и поучаствовать в тренировке собак поисково-спасательной службы (ПСС) и на своей шкуре почувствовать, как это, когда ты потерялся, и когда тебя находят.
Знакомство корреспондента с собаками началось уже с, своего рода, порога. Умудренная опытом и философски настроенная хозяйка девятимесячного лабрадора Лукаса, с иронией глядя на до этого особо не контактировавшего с крупными собаками журналиста, предложила отпустить пса и, получив восторженное согласие, осуществила свою угрозу. Шоколадного цвета 20-килограммовая махина 60-ти сантиметров в холке немедленно накинулась на наивного журналиста и подвергла его всестороннему жизнерадостному облизыванию. А когда на тебе стоит эдакий щеночек, увернуться от его любви, даже если таковое желание имеется, довольно сложно.
Впрочем, как выяснилось в дальнейшем, Лукас, не смотря на свою молодость и обусловленную этим энергичность, при непосредственно тренировках себе таких фривольностей не позволяет. Любви и работе — всему свое время и место, — собачья мудрость, которой могут поучиться многие люди.
Фото: группа ПСС / Дмитрий «Лаэда»
Попасть в команду поисковой службы может, при некоторых условиях, каждый желающий. Информация о наборе в группу распространяется по большей части сарафанным радио, кто-то приводит знакомых, а кто-то откликается на объявление в официальной группе «Лиза Алерт» — Омского региона. После этого с собаковладельцем связываются, разъясняют детали и особенности деятельности, совместно с кинологом проводят тестирование пса, и после этого, если все всех устроило, начинаются занятия.
«Лиза Алерт» — организация добровольческая, и следовательно собаковладельцы, участвующие в тренировках ПСС, тоже добровольцы, ничем и никому не обязанные, руководствующиеся собственной доброй волей и личной внутренней мотивацией. Иногда, как сообщил инструктор группы, на тренировки приходит до десяти собак, но журналисту посчастливилось увидеть только трех. Все трое — лабрадоры, разного возраста и опытности. Не то, чтобы к данной породе были какие-то принципиальные предпочтения, просто так сложились обстоятельства. Хотя один из статистов тренировки, человек давно этим занимающийся, поделился, что особенно хороши в поиске, по его опыту, бордер-колли.
Не вдаваясь в чисто технические детали, отметим, что обучают собак не только непосредственно самому поиску, но и тому, как правильно реагировать на потерянного человека и как вообще он, этот потерянный человек выглядит. Основным маркером для пса на определенном этапе обучения является поза. Искомый человек — сидящий, или лежащий. Не обходится, конечно, на тренировках и без забавных казусов. Так опытный 5-летний лабрадор Даймонд, отправленный на дальнюю дистанцию поиска, в лесах Парка Победы по пути нашел еще двух дополнительных неучтенных «потеряшек».
Нужного «потеряшку», к слову, Даймонд тоже нашел, потратив на это чуть больше часа.
Фото: группа ПСС / Дмитрий «Лаэда»
Корреспондента БК55 инструктор группы теряться на дальнюю дистанцию не отпустил, выделив квадрат в 250 м² и выдав рацию. К своей задаче журналист подошел со всей ответственностью и даже на таком относительно небольшом участке нашел овраг, в который едва не свалился, после чего засел в кустах, пытаясь проникнуться ролью потерявшегося, к примеру, грибника. Сделать это, учитывая, что недалеко проходила дорожка, на которой изредка, но все же появлялись одинокие велосипидисты, было не так то просто, но несколько выводов журналист все-таки сделал.
- В лес стоит одевать что-нибудь более удобное, чем кеды
- Все деревья в лесу кажутся одинаковыми
- Смотреть, куда ставишь ногу, нужно внимательнее
- Беспомощность и дезорентированность — очень неприятные чувства, которые в реальной ситуации наверняка изрядно бьют по мозгам.
Сделать больше выводов корреспондент не успел, потому как, выждав положенные 10 минут форы, очаровательный темно-шоколадный лабрадор Марсель нашел его в течение буквально пяти минут. Правда подать хозяину голосовой сигнал лаем его пришлось таки поуговаривать. Будучи полностью довольным собой и своей находкой, а также, возможно, чувствуя в умильно воркующем журналисте слабину, он жаждал похвалы и поощрения, а не всяких там глупостей.
Тем не менее, столь успешно и оперативно проведенная операция — это повод для постепенного увеличения квадрата поиска.
Фото: группа ПСС / Дмитрий «Лаэда»
Из всех присутствующих на данной конкретной тренировке собак пока в реальных поисках участвует только Даймонд.
О том, какие виды поисковых собак существуют и работают в омском поисковом отряде «Лиза Алерт», рассказала Мария.
«Следовые собаки очень хороши в первые сутки пропажи. Правильно обученная собака, при наличии правильной занюшки, может либо привести нас к самому потерявшемуся, либо указать направление, куда он шел, но след по какой-то причине пропал. В отряде «Лиза Алерт», правда пока в Москве, а не в Омске, большое количество таких историй, когда следовая собака помогла нам в поиске, либо хотя бы указала примерное направление. Это может быть даже не в первый день, но если в ходе активного поиска обнаружились какие-то вещи пропавшего и мы знаем, что они, скорее всего, принадлежали именно ему, то, возможно, собака поможет найти след от них.»
Собак ПСС, в тренировке которых и принял участие корреспондент, используют в случае, если неизвестно, откуда потерявшийся заходил, куда ушел, нет цепочки следов, а лесной массив при этом — большой. И если следовая собака ищет только конкретный запах, то собака ПСС ищет всех людей в квадрате. Кроме того, очень полезны собаки ПСС в случае, если потерявшийся не может откликнуться.
Фото: группа ПСС / Дмитрий «Лаэда»
«Например, плохо себя чувствует, не слышит, уже какой-то день лесу, прилег, уснул, устал. Собаки максимально облегчают работу. Когда потерявшийся не может откликнуться, а у методики прочесывания леса при этом очень сложная технология, то собака раз в десять, скажем так, облегчает закрытие квадрата».
Что же нужно делать, отправляясь в лес, чтобы, в случае если такая беда случилась и вы все-таки заблудились, не усложнять и без того непростую работу поисковиков, и чтобы вас нашли как можно быстрее?
«Если говорить про лесные заявки и про категории людей, которые потерялась не вследствие особенность возраста и памяти, а в следствие того, что пошли в лес, то, в первую очередь, прежде чем идти в лес, нужно предупредить родственников, друзей. Сообщить, куда поехали, во сколько должны вернуться, и о том, что должны связаться по приезду. Чтобы знали, где искать, если не вернулись.
Во-вторых. В лес одеваемся соответствующе и в максимально яркую одежду. Если нет яркой одежды, к примеру стандартного камуфляжного костюма, то одеваем, или берем с собой автомобильный яркий жилет со светоотражающими вставками — это очень сильно облегчает работу. Он стоит не дорого и продается на любой заправке и во многих магазинах. Берем с собой в лес заряженный сотовый телефон, пауэрбанк, воду, что-то сладкое, спички, фонарик — вот этот минимальный набор.
Когда понимаем, что мы потерялись, желательно не углубляться далеко в лес, а остановиться на месте. Мы знаем, что нас будут искать — мы должны остаться на месте, производить в лесу шум и не пытаться сломать себе ногу, бегая по темноте. Откликаться, если нас зовут, и пытаться максимально громко подать о себе сведение. Тогда будет намного проще найти.»