По мнению собственников выгоревшего дотла загородного жилья и очевидцев этого стихийного бедствия, работа прибывших на ЧП пожарных расчетов, мягко говоря, вызывала массу вопросов и претензий.
Безусловно, не из приятных и благодарных занятий заниматься критикой правоохранительных органов, медиков, спасателей… Всех тех, кто по роду службы, а зачастую и по призванию души охраняет покой, здоровье и жизни наших граждан. А, значит, ежечасно находится на страже каждого из нас.
Ведь когда случится несчастье, свалится на голову беда или попадешь оказией в ЧП, то трясущейся рукой будешь набирать известный с детства номер спасения — «01», «02», «03», «04»…
Как минимум, этот порядок цифр завсегда приходит гражданам на ум, когда им или их близким нужна экстренная помощь.
Порой минуты-секунды или даже одно слово в рапорте дежурного разделяют жизнь граждан между счастливым «до» и трагическим «после». Как правило, люди не в состоянии принять, а тем более оправдать неотвратимость и необратимость тех или иных выпавших на их долю испытаний.
Почему «ответственным должностным лицам» иногда не хватает времени, не достает чуткости и интуиции, чтобы предотвратить самый неотвратимый ход событий? — все чаще приходится об этом задумываться, особенно когда поток возмущенных обращений и жалоб с каждым годом и месяцем… набирает обороты.
Вот, к примеру, проблема, которая, похоже, успешно замалчивается и, к сожалению, не получает должного резонанса в социальных сетях и пабликах Омска.
Я в очередной раз веду речь «о пожарах». Видимо, правильные вопросы задают пострадавшие, очевидцы, сочувствующие граждане. Среди них предостаточно людей думающих и понимающих.
26-го мая где-то ближе к 16-ти часам дня в поселке Ракитинка в пригороде Омска вспыхнул жилой дом на двух хозяев по адресу: улица Березовая, 31, квартира 1 и 2.
Как свечка.
Вот как описывает события того дня дочь собственников Анна Гончарова, вложившая в загородный особняк все семейные накопления и материнский капитал своих детей.
«Хочу Вам рассказать о своём горе. 26 мая 2022 года сгорел мой дом. В доме проживало 6 человек, мои родители им по 73 года и я с мужем и детьми, детей двое, возраст 10 и 6 лет.
У соседа, по предварительным данным, произошло замыкание в счётчике (соседи были на работе, никто ничего не включал). У соседа дом сгорел тоже дотла, ещё и автомобиль в ограде, они тоже остались без крыши над головой.
Огонь перекинулся на наш дом. Сгорело 210 квадратов жилья, все дотла, ничего не успели вынести. Дом сгорел за 20 минут.
Пожарные службы приехали на 3-х машинах, без воды, затем одна машина приехала с водой и обливала другой дом, чтобы он не сгорел. Они даже не пытались спасти мой дом, стояли и смотрели, когда огонь утихал, тогда начали тушить.
Мой папа умолял, просил пожарных тушить, но ответ был один: «Мы действуем по регламенту и у нас приказ, как действовать. Вы ничего не понимаете, не лезьте!».
Вот из-за таких регламентов, мы потеряли дом, который могли отстоять, обидно, что даже и не пытались.
Слава богу, что остались живы. У нас земля ушла из-под ног.
Компенсация погорельцам 10000 рублей. Ориентировочно сумма моего ущерба, составила 4 500 000 рублей (по ценам 2017 года).
КОМПЕНСАЦИЯ НЕСОИЗМЕРИМА С ПОТЕРЕЙ! ПРОШУ ПОМОЩИ И ОГЛАСИТЬ ДАННОЕ ЧП!
В строительство дома был вложен материнский капитал и все сбережения, наши с мужем и моих родителей. Мы с мужем отказались от наделения долями в пользу своих детей.
На сегодняшний день, дети остались без имущества! У моих пожилых родителей это единственное жилье, в данный момент их приютили соседи, временно. Папа — Ветеран труда, мама — учительница! Я, отработав 15 лет на ООО «Вариант-999», с 1 января 2022 года осталась без работы, у мужа тоже все плохо на работе! Своими силами нам не восстановить дом! Мы не страховали дом по причине нехватки денежных средств, все тратили на строительство и на развитие детей!
Люди, надейтесь только на себя! Страхуйте свое имущество и устанавливайте на своих участках пожарные гидранты!
89139735364
Анна Валерьевна Гончарова
ПРОШУ ПОМОЩИ».
Естественно, когда к нам обратились погорельцы, мы постарались оказать посильное участие. Выехали на место пожара, опросили свидетелей, соседей.
Первоначально вместе с автором вышеприведенных строк, Анной Гончаровой, мы заехали в Специализированную пожарно-спасательную часть ФППС ГПС ГУ МЧС России по Омской области, что возле улицы Светловской. Это, скорее всего, ее пожарные расчеты выезжали в Ракитинку на вызов. Я попытался получить комментарий от непосредственных участников тех событий.
Не вышло.
Сначала сотрудники категорически отрицали сам факт появления на пожаре специализированных машин ГПС без воды.
— Это исключено! — заверили меня не пожелавшие представиться должностные лица.
Моя спутница категорически возражала, ссылаясь и на свой личный опыт, и на имеющиеся видео и на свидетельства «массы очевидцев». Спорить в этой ситуации было бесполезно, поэтому договорились, что мы официально запросим позицию Главного управления МЧС по Омской области по данному инциденту. И осветим ее.
Первый шаг мы сделали — запрос СМИ «ушел» по назначению.
Через каких-то 15-20 минут мы были в поселке Ракитинка Морозовского сельского поселения Омского района Омской области. Если ехать на спецтранспорте, превышая скорость и по «зеленому коридору» с сиреной, то домчаться от пожарной части до места ЧП можно минут за десять. Максимум.
После того, как местное градообразующее предприятие «Птицефабрика «Оша» приказало «долго жить», дела в этом населенном пункте складываются, похоже, не совсем хорошо.
Безработица, мизерные траты поселкового бюджета на благоустройство, на поддержание безопасности и инженерной инфраструктуры.
Например, колонок, гидрантов, емкостей с водой про запас — ничего этого с некоторых пор в Ракитинке просто нет.
По-крайней мере, так со знанием дела утверждают местные жители.
А их пришло на встречу с журналистом немало, каждый желал высказаться на предмет последнего пожара.
«Казанцев Иван Андреевич» (так представился молодой парнишка) с товарищами заметил дым минут за 10-15 до четырех часов дня. Проживают ребята на соседней (параллельной сзади) улице.
— Огородами пробрались внутрь участка, дом и ворота были закрыты, пытались потушить подручными средствами и своими силами…
Как могли.
Параллельно «волонтерами» был сделан звонок на пульт «112» или «01».
— Точно не помню, но детализация по соединению до минут и секунд в телефоне имеется… (15-52 — автор)
Пожарные расчеты, по мнению собеседников, «приехали спустя минут 20-30», когда пламя вовсю охватило квартиру № 2, представляло опасность для соседнего дома № 29 и «лизало» огненными языками внутренности квартиры № 1.
Не подойти!
По версии Ивана, «первая пожарная машина приехала без воды и встала «вон там» — далековато от пожара».
— Я не могу сейчас точно сказать про вторую и третью машины, так как мы таскали воду, срывали сайдинг, вытаскивали газовые баллоны…
А еще парни полностью освободили территорию от частного транспорта, чтобы автомобили госпожарслужбы могли беспрепятственно маневрировать.
Капитан «Бекмуханов» (так значилось на форменном обмундировании) даже пригласил парней на работу в МЧС, но те отказались.
— Мы ему сказали, что и без трудовых обязательств сделали на пожаре больше, чем он со всей своей техникой.
Разве не так?!
— Пожарные приехали уже поздно, — это к нашей беседе присоединяется Татьяна Кривцова — соседка погорельцев из дома напротив.
Как помнит те события свидетельница, «пожарные приехали, две машины у них были без воды, без порошковой пены (или что у них там должно быть), потом ждали третью машину».
— Все очень быстро полыхало, ребята наши пытались, мы шланги подключали, ведрами воду носили, пока пожарные добирались и разматывали свои рукава…
Женщина не выдержала и подошла к спасателям, выразила свое возмущение.
— Мне пояснили, что всегда так — две первые машины приходят без воды, а третья уже приезжает полная…
На вопрос «как Вы охарактеризуете действия пожарных расчетов», женщина не стеснялась в выражениях:
— Это было бездействие! Халатно отнеслись! Мы им создали все условия, подъезжайте — тушите, а они волынку тянули.
Слов нет!
— Если бы начали тушить с другого дома, то все бы было иначе…
Это к разговору подключился пожилой мужчина со следами ожогов на лице. Представился, как «Валерий Владимирович Кондрашенко», жилец и собственник сгоревшего дотла двухэтажного особняка. Он подтвердил рассказ своих земляков, что вода пришла к очагу возгорания уже поздно. Он самолично слышал, как сидевшие у гаража сотрудники переговаривались между собой:
— Как они могли приехать без воды? — эти слова слышал пенсионер своими ушами.
— Но кто сейчас в этом признается?!
С Валерием Владимировичем мы прошлись по местам «боевой славы». Везде головешки, гарь, смрад, копоть…
Видно, что все было выстроено добротно, с душою, на века. Лестница с перилами на второй этаж из благородной породы дерева при всей ее черноте и «угольчатых» краях еще держит вес человека, даже без намека на проседание, скрип или обрушение.
Убитый горем хозяин демонстрирует, как бы он на месте пожарных тушил огонь.
— Вот здесь у нас была дверь, стандартное полотно — два метра на девяносто. Можно было один рукав подать через дом и на чердак, и уже отсюда эффективно сбивать пламя…
Эту версию возможного развития событий поддержали и другие очевидцы. Даже ветер в тот день был в нужном направлении и шел в сторону от квартиры «номер один».
Молодая мамочка, прогуливающая на улице ребенка, представляться не пожелала, но высказалась о «чрезвычайном происшествии».
— Мне некогда был следить за тем, кто и что делал, я наполняла ведра водой, разматывала шланги, спасала имущество соседей…
Впрочем, кое-какие моменты остались в ее памяти:
— Пожарных не было минут тридцать. Встали они вот там, вдалеке. Первая машина полностью заблокировала все движение, многие им говорили, чтобы они проехали дальше и дали возможность работать другим машинам… Весь пожар здесь был, по объему он больше, сюда все в конечном счете тянулось, но не дотягивалось…
Елена Ивановна, еще одна соседка из дома № 35 по этой же, Березовой, улице.
— У нас тоже пожар был, мы все это пережили! Также приехали без воды, потом куда-то далеко ездили, заправлялись водой, в итоге мы остались без крыши над головой. Сгорело все!
Выяснилось, что было это в далеком 2004-м году, впрочем, это обстоятельство не смущает женщину:
— С тех пор ничего не поменялось, я на это обращаю внимание…
Елена Ивановна вспомнила, что три года назад был пожар «у Баль»:
— Один в один.
По словам женщины, она лично звонила в службу МЧС и участвовала в спасении имущества и тушении пожара:
— Опять машины были пустые. Мне объяснили, что это они с одной машины перекачивают в другую, но ведь это очень долго. Все заканчивается «шапочным разбором»…
В этом соседку поддержали все присутствующие. Возможно, у граждан сейчас преобладают эмоции, но их позиция выглядит весьма обоснованной и монолитной.
В оценках.
Я попытался вывести разговор на конструктив — задал вопрос о возможных причинах возгорания. По версии В. В. Кондрашенко, в электрощитовой, закрепленной на фасаде дома, у соседа произошло замыкание, которое привело к выбросу мощной искры, воспламенившей деревянные основания крыши.
Пенсионер четко слышал этот разряд тока, но не сориентировался вовремя, не схватился за имеющийся у него огнетушитель, а принялся разглядывать последствия, звать на помощь жену, звонить дочери. Тем временем огонь распространялся гигантскими масштабами.
Отчетливый хлопок в электрооборудовании ощутила и другая соседка, Валентина Федоровна Купрейкина. Из дома № 29.
За день до ЧП у нее был установлен новый газовый котел со стабилизатором. Так вот, агрегат зафиксировал перепад напряжения и автоматически отключил подачу тока.
— Я включила — выключила, «ноль эмоций»…
Затем хозяйка вышла по своим делам в огород и внезапно почувствовала, как ее буквально «обдало жаром».
Женщина обратила взор на соседний дом и чуть не упала в обморок — на нее летел целый столб огня.
— Дыма не было, до меня донеслись оглушительно-дикий вой и огромные языки пламени из-под крыши у соседей… Огонь стал все пластать вокруг! Я едва успела схватить сумку, где вся моя жизнь (паспорта ключи, документы), пламя было прямо над моей головой, я прижалась к земле и в какой-то прострации хватила за ворота, потом села в сторонку, на край канавы, и стала набирать «112»…
В сознании женщины четко зафиксировалось, что позвонила она в 15-51, а принято было сообщение в 15-54.
Как было организовано спасение ее дома, как действовали пожарные и соседи, Валентина Федоровна точно не помнит. Вскоре ее отвели в машину «неотложки», где ей вкололи успокоительное.
Уже после женщина, которая попрощалась с кровом и имуществом, узнала, что ее жилье отстояли, за что она очень благодарна пожарным.
— Я написала похвалу пожарным, героические парни, многое мы не видим из их работы…
Тем не менее, ущерб от пожара хозяйка оценивает в 200 тысяч рублей, «это только стоимость сайдинга, без работы». Кому предъявлять счет в плане компенсации, пока с этим ее домочадцы еще не определились.
В ходе обсуждения деталей произошедшего «ракитинцы» вспомнили, что «года 3-4 назад на четной стороне улицы в домах в один момент выбило все пробки».
— Перегорело тогда все бытовое электрооборудование, начиная от лампочек и кончая холодильниками, компьютерами, телевизорами…
Виновником ЧП было признано местное РЭС, которое, вроде как, в добровольном порядке компенсировало жителям их потери. Не произошла ли повторная трагедия? Мужчины назвали это «перекосом фаз», это когда сразу на два конца провода ошибочно подается напряжение.
К слову сказать, сотрудники РЭСа были в начале нашей беседы, но, услышав, о чем идет речь, тут же ретировались.
Мы еще долго обсуждали случившееся… По второму, по третьему кругу…
Понятно, что у пострадавших граждан и сочувствующих им соседей на душе наболело, им хотелось высказаться, выразить свое возмущение, выпустить пар.
— Начальника, который командовал тушением, нужно уволить… Даже ни на «йоту» не пытались спасти дом… То воды нет, то напора… Мы, говорят, не тушим, а ликвидируем… Что за организация такая…
Договорились до того, что в каждом приличном селе должна быть своя пожарная машина, должны быть оборудованы гидранты или водонапорные колонки. А с учетом печального опыта последних лет нужно обязательно страховать имущество. От пожара.
Анна Гончарова, инициатор нашей встречи и поездки, подвела беседе своеобразную черту.
— Учиться на своем примере, конечно, грустно очень, но я хочу свою ситуацию донести до как можно большего числа людей, чтобы другие в нее не попали…
Заключение «о причинах пожара в Ракитинке 26.05.2022 г.» будет готово лишь через месяц, а пока чиновники («Виталий Леонидович») вышли на погорельцев и предложили посильную помощь — разместиться с детьми в ДК Железнодорожников.
— Говорит, хотя бы будет крыша над головой, но, правда, нету ни стульев, ни кроватей…
На первое время старших членов семьи приютили соседи, дети с внуками перебрались в городскую «хрущевку». Безусловно, еще многое придется обдумать, взвесить, расставить приоритеты в вопросах «как быть» и «что делать дальше».
Впрочем, при любом раскладе есть одно важное и позитивное обстоятельство — главное, что все живы!
(продолжение следует)
P.S.
Всю информацию по этому и другим пожарам в Омске и Омской области, обмениваться мнением о работе местных подразделений Госпожарслужбы и МЧС можно вот по этому контакту:
https://vk.com/wall245357509_8
Александр Грасс,
специально для авторского блога на www.ОМСК-ПРАВО.РФ
Источник: СМИ «ИА АЛЕКСАНДРА ГРАССА»