BBC cсообщило, что в четверг на прошлой неделе мэр Еревана объявил о приостановлении решения об установлении с 20 июля платы за проезд в городских автобусах и маршрутных такси на уровне 150 драмов (около 12 рублей) вместо прежних 100 (8 рублей). Заявление мэра было встречено ликованием: тысячи людей вышли на улицы и допоздна праздновали свою победу.
«Но это не победа, - цитирует BBC активистку Рузанну Григорян. - Мы не можем согласиться с временным приостановлением решения о повышении цен на транспорт. Мы требуем отмены решения и привлечения к ответственности тех, кто его принял. Кто компенсирует те 50 драмов, которые люди платили пять дней, и морально-психологический ущерб водителям?»
Сотни активистов в пятницу с утра блокировали вход в мэрию Еревана, требуя немедленной отставки начальника транспортного отдела мэрии Генриха Навасардяна и директора компании «Еревантранс» Мисака Амбарцумяна. Члены стихийного движения «Платим 100 драмов» требуют привлечь к ответственности и мэра Еревана за принятие решения о повышении тарифов за проезд без необходимого экономического обоснования и без открытого обсуждения с участием заинтересованных сторон.
Активисты также требуют оглашения доходов компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, а также суммы выплаченных ими за последние пять лет налогов. Участники движения также требуют демонополизировать систему пассажирских перевозок и вернуть маршруты под контроль мэрии Еревана. Демонстранты передали свои требования в отдел писем мэрии и продолжают пикетировать мэрию в окружении полицейских. Реакции представителей мэрии пока не поступало.
Активисты все пять дней распространяли листовки с призывами к населению бойкотировать повышение платы за проезд и платить по старому тарифу. Число участвующих в акциях постоянно росло, они пикетировали остановки, призывали пассажиров не платить больше 100 драмов, наклеивали на транспорт листовки, призывали водителей присоединиться к протестам и объявить забастовку.
Некоторые водители признавались, что повышение цен за проезд никак не отразится на их заработках, поскольку владельцы транспортных линий повысили размер изымаемой выручки. Активисты движения, ссылаясь на независимые расчеты, утверждают, что и старые цены обеспечивают достаточную прибыль монопольным владельцам маршрутов. К протесту присоединились десятки деятелей культуры, известные телеведущие, представители шоу-бизнеса, которые на своих личных автомобилях стали бесплатно развозить пассажиров.
БК55 напоминает, что в Ереване власти в 2004 году закрыли трамвай. А сегодня циркулируют разговоры и о закрытии метрополитена, в котором и так уже ходят двухвагонные поезда, так как у метро нет пассажиров. За 2012 год тамошний метрополитен перевез всего 15 млн. человек; столько же перевозит, например, омский трамвай.
Игорь Федоров