Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ выступил инициатором встречи, посвященной вопросам взаимодействия предпринимателей с региональным оператором ООО «Магнит».

Открытый диалог прошел на площадке Регионального центра по связям с общественностью. Исполнительный директор ООО «Магнит» Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ напомнил участникам встречи, что на сегодняшний день в Омской области, согласно данным налоговой инспекции, коммерческую деятельность ведут 45 тысяч предпринимателей. При этом региональный оператор по ТКО имеет 15 тысяч заключенных договоров с юрлицами.

Таким образом, становится очевидно, что до сих пор немалая часть омских предпринимателей для вывоза мусора пользуется услугами «серых возчиков», которые засоряют леса и берега рек.

В ходе общения с представителем регоператора предприниматели согласились, что позиция о том, что юрлицо не образует и не накапливает ТКО, не является основанием для работы без договора на вывоз отходов. Уже многократно доказано в судах, что все — и юрлица, и физлица — образуют ТКО, а в Омской области исключительным правом обращения с ТКО наделена компания «Магнит», получившая статус регионального оператора на 10 лет.

«Предприниматель, который избегает договора с регоператором, должен понимать, что его мусор не попадет на мусоросортировочный завод или полигон. Он окажется в ближайшем лесу или овраге. Такая незаконная организация вывоза отходов остается на совести бизнесмена. Это даже вопрос не экономики, а экологического и гражданского воспитания», — подчеркнул Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ.

Вместе с тем, исполнительный директор регионального оператора отметил, что «Магнит» не намерен «кошмарить» бизнес. Все понимают трудности текущей экономической ситуации и, если предприниматель готов к диалогу, регоператор идет навстречу. Если предприниматель не согласен со счетом за мусор, считает, что ему неправильно рассчитали оплату за коммунальную услугу, если сменил вид деятельности и т. д., ждать, когда вопрос решится сам собой и проблема «рассосется», бессмысленно.

В ситуации, когда регоператор отправил извещение о необходимости оплаты коммунальной услуги и не получил обратную связь, следующим шагом будет суд. Суммы в претензиях, которые получают предприниматели, порой получаются завышенными, потому что у регоператора отсутствует полная информация о каждом предприятии.

Когда юрлицо заявляется и подтверждает данные по своей деятельности, производится перерасчет, соответственно корректируются и суммы за услуги обращения с ТКО. Цифры снижаются на порядок, отметил исполнительный директор регионального оператора. Однако дело не только в отсутствии у регоператора верной информации.

На сегодняшний день закон предоставляет юрлицам два способа для расчета за ТКО: исходя из нормативов накопления и «по факту» — исходя из количества и объема вывезенных контейнеров.

В большинстве случаев оплата «по факту» предпринимателям более выгодна, так как юрлицо в таких случаях самостоятельно определяет периодичность вывоза, которая вместе с количеством и объемом контейнеров будет определять общую стоимость платы за услугу. При этом регоператор предъявляет к контейнерным площадкам юрлиц минимальные требования. Те предприниматели, кто действительно хотел перейти на вывоз мусора по факту, уже давно сделали это.

Президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ рекомендовал участникам встречи использовать такую возможность по максимуму.

«Настоятельно рекомендую рассмотреть возможность перехода на оплату за ТКО по факту, — заметил Борис СВАТКОВ. — Это действительно выгодно, позволяет законно скорректировать расходы на вывоз мусора, а затраты на приобретение контейнера окупят себя достаточно быстро».

В ходе встречи исполнительный директор ООО «Магнит» также рассказал, что на сегодняшний день у омского регоператора сложилась обширная положительная судебная практика по взысканию задолженности с юрлиц, которые игнорируют заключение законных договоров на вывоз ТКО, поэтому в интересах бизнеса не накапливать задолженность, а урегулировать ее в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться в офис регионального оператора, расположенный в центре Омска, по адресу: ул. Декабристов, 45/1.

В ходе встречи Дмитрий ТРЕТЬЯКОВ также дал подробные консультации по типовым ситуациям, возникающим у юрлиц в части оплаты вывоза ТКО.

Публикуем подробные ответы на них.

У ИП есть в собственности несколько объектов (нежилых помещений). Одно из них используется в предпринимательской деятельности. Должен ли собственник платить за ТКО в отношении неиспользуемых объектов?

Ответ: Обязанность собственников ТКО заключить договор с региональным оператором императивно установлена действующим законодательством. Однако в случае отсутствия ведения деятельности на одном из объектов у собственника возникает обязанность уведомления Регионального оператора по факту неиспользования нежилого помещения. Регоператор на основании письменного уведомления фиксирует отсутствие деятельности двусторонним актом и не производит начисления до уведомления потребителем о возобновлении деятельности. При этом ежемесячно логисты регоператора самостоятельно будут проверять объект на возобновление эксплуатации помещения. Если собственник помещения не уведомил регоператора об отсутствии деятельности на объекте, то начисление платы будет происходить, исходя из нормативов накопления ТКО в зависимости от типа помещения, так как проверить информацию о том, как велась коммерческая деятельность в нежилом помещении, расположенном по указанному в договоре адресу, находилась ли в фактическом пользовании в прошедшем периоде, не представляется возможным.

Важно: Если в результате проверки будет выявлено, что помещение все-таки используется для ведения коммерческой деятельности, региональный оператор оставляет за собой право осуществить начисление платежа за весь период с даты получения информационного письма.

У ИП, занимающегося сдачей в аренду нежилого помещения есть объект площадью 500 м кв. Из них в аренду сдано 300 м кв.: 200 м кв. под объект торговли, а 100 м кв. под предприятия службы быта парикмахерская, косметический салон и т. д. Как производится расчет объема накопления ТКО, если нет собственных контейнеров?

Ответ: Расчет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров. Если юридическое лицо, ИП не имеет собственной контейнерной площадки, то объем отходов учитывается по нормативу с учетом вида деятельности, исходя из утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 61/27 от 31 мая 2017 г. При этом нежилое помещение собственник сдает в аренду, соответственно, категория присваивается для учета ТКО по норме исходя из основного вида коммерческой деятельности арендатора.

На данном примере расчет объема твердых коммунальных отходов будет производиться следующим образом:

— 200 кв. м. — по категории № 11 «Продовольственные, промтоварные магазины», в отношении которой установлена расчетная единица норматива — на 1 кв. м. общей площади.

— 100 кв. м. — по № 21 «Парикмахерские», в отношении которой установлена расчетная единица норматива — на 1 рабочее место.

Как производится расчет накопления ТКО, если вид объекта не указан в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО (например — склад)?

Ответ: Если юридическое лицо не имеет собственной контейнерной площадки, то объем отходов учитывается по нормативу с учетом вида деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя (ОКВЭД). Данные нормативы утверждены приказом РЭК для 31 категории. Отнесение к категории осуществляется на основании ОКВЭДа (вид деятельности), а не «вид объекта». Подтверждением назначения нежилого помещения является Свидетельство о праве собственности (выписка Росреестра).