В Доме художника на днях завершилась 1-я областная выставка мастеров декоративно-прикладного искусства: 43 автора и 200 работ.
Напомним, президент России объявил, что этот год пройдет под знаком сохранения народных ремесел и нематериальной культуры.
БК55 откликнулся на просьбу побеседовать на тему экспозиции мастеров декоративно-прикладного искусства создателя проекта «1-я областная выставка мастеров ДПИ», известного омского специалиста по батику и эмали Татьяны Колточихиной.
Татьяна Колточихина
Разговор начался с грустной темы. Вполне достойную выставку, которая в итоге получилась весьма любопытной, разместили в Доме художника, а не в одном из омских музеев.
Причина — просто нет специалистов, которые бы занимались актуальными, ныне живущими авторами. Все где-то в истории, а жизнь и искусство вокруг себя любимых, деятелей музейного дела Омска не интересует.
Кроме, пожалуй, городского музея «Искусство Омска», занимающегося, по большей части, молодежным сиюминутным искусством, если представляет произведения ныне живущих молодых авторов. Спору нет и это тоже нужно.
— Татьяна Увинальевна, личность организатора экспозиции важна?
— Имеет значение. Художники объединяются вокруг человека. Я бы к кому попало не пошла. Допустим, если искусствовед, то какие проекты этот человек проводил. У художников тоже самое. Дорохов у нас иногда проводит, Боброва, Машанов. Не к каждому пойдут. Когда-то у Гуровой с Александровым был хороший проект.
И я переживаю за отношение к декоративно-прикладному искусству. Все-таки в начале живопись, скульптура, графика и только потом декоративно-прикладное. То есть вот такая вот очередность. Мне хотелось, чтобы ДПИ прозвучало на выставке, что оно тоже есть в городе. И такие авторы, которые и не охвачены союзом художников.
А они очень сильные художники. По своим причинам не вступают в союз. Видимо, не нужно. Здесь же у нас нет системы: ты вступил и тебе платят. Наоборот. Раньше поддержка была — дома творчества, и какие-то направления, связанные с заказами-закупками. А сейчас художники свободны и никто не обязан.
А я очень переживаю, что у нас внимания декоративно-прикладному искусству мало.
Экспонаты 1-й областной выставки ДПИ
Поэтому мне захотелось сделать вот такой выставочный проект. Всех показать — и союзных, и несоюзных. Единственно, что только уровень имеет значение.
-Вы довольны тем, что получилось для первого раза?
— Да, задачу, которую я ставила- показать срез художников декоративно-прикладного искусства, все-таки мы сделали. А там дальше, как будет получаться. Много моментов. Важна поддержка, интерес администрации, интерес со стороны людей.
— Такой выставки в наших музеях нет.
— Нет, я не слышала. И у музейщиков все-таки своя направленность. Они работают с фондами, они углубляются в историю. Не столько современные художники их интересуют, сколько исторический срез. Благодаря новому Эрмитажу у нас сейчас очень солидные выставки.
— Я считаю, что ваша выставка могла бы и в центре «Эрмитаж-Сибирь» встать? Там достаточно выставочных площадей.
— Думаю, что ходили бы поклонники, ученики, знакомые-родственники, студенты-медики, худграфовцы.
— Особенно, если это по «Пушкинской карте». Мы же таким образом повышаем интерес к актуальному искусству. Кого-то бы из ребят оно заинтересовало.
— Это интерес и к самому музею бы повышало. В принципе, наверное, это было бы актуально, но там все, как сказал один священник, « хорошее дело держится на плечах одного человека». Наверное, в музее нет этого человека. Тут нужно быть «больным на всю голову», чтобы заниматься с интересом.
— Это подвижническая деятельность. Необходим специалист, который бы занимался организацией подобных выставок.
— Да у них, наверное, есть. Только у них направленность другая. Врубель —это классический музей. Тут что придираться, они молодцы в своем направлении.
— Но у нас есть «Эрмитаж-Сибирь» и он большой. Думается один зал под современных можно было отдать?
— Сложно найти этого человека -куратора выставок, которому интересно работать с художниками. Надо работать с самими авторами. Как в свое время покойная Мысливцева работала. Делала какой-то проект, оповещала, и потом в мастерскую могла приехать, какие-то свои суждения сказать. На правильном пути художник или не очень.
— Декоративно-прикладное искусство -это широкая область. Не все знают что туда входит. Если можно давайте поясним.
— К декоративно-прикладному искусству относится все, что связано с материалом. Техник много. И они появляются и появляются. Там есть определенные нюансы и узкая направленность. И керамика, и ювелирное искусство, мастерство точения по дереву. У нас в городе кроме Беленко не точит никто. И многое другое. (согласно данным интернета видов ДПИ более 40, но они все время добавляются и добавляются- примечание БК55).
Мы хотели сделать такую веселую радостную позитивную выставку, связанную с ДПИ. И показать и художников, и сделать такой срез, поднять тот пласт специалистов, которые у нас работают. У нас же не было таких выставок и мне показалось, что это будет очень интересно. Авторам кроме творческих работ приходится делать и коммерческие на продажу -эту сторону жизни никто не отменял. Поэтому никто не готовился заранее к выставке.
Все откликнулись к кому мы обратились. Несмотря на то, что это мой кураторский проект, я пригласила двух искусствоведов. Для того, чтобы советоваться. А то бывает, что я излишне строга. Надо, чтобы иногда коллеги мне сказали, что Татьяна Увинальевна нечего-нечего давай возьмем. Поэтому у нас в выставкоме была Галина Егоровна Лузянина из музея «Либеров-центр» и Ольга Николаевна Лобзова из Сибирского культурного центра. Отбор был сделан по фото.
— Были ли на вашей выставке представлены только городские мастера или и представители из области выставлялись?
— Были и с области. Вот, например, бранным ткачеством у нас сейчас редко занимаются. Это не вышивка, а именно ткется. Станок должен быть, надо уметь его заправлять, им пользоваться. Надо разработать орнаменты, а потом соткать. Эта мастерица у нас не слишком широко представлена-дала мало предметов. Я то думала, мы сможем целую стенку сделать. А в итоге сумки и одно полотенце.
— Проект будет ежегодным? В виде Биеннале? Или это разовая акция?
— Я пока не знаю. Очень много таких тонких моментов, когда очень важно, чтобы администрация поддержала. Это не отчет по пленэру, как у живописцев, где ничего особенного не требуется. Здесь, если проводить, через два года, нужно, чтобы люди подготовились. А подготовились — в каждом виде есть свои нюансы.
Фото БК55 и Культура55