Сейчас все СМИ публикуют «ответное слово» ООО «Вуш» (Whoosh) о том, что, дескать, администрация Омска зажимает честный бизнес и вообще не дает дышать. В «Телеграмме» Сергей Владимирович Костарев снова хлещет себя по лицу Facepalm`ом по поводу «неквалифицированных чиновников».

По сети расходятся платные публикации на ту же тему. В общем — ужос!

Но, покопавшись в материале, я выделили для себя из всего этого несколько основных фактов и хочу посмотреть на них внимательнее:

Компания ООО «ВУШ» заявляет, что не отказывалась от оплаты аренды, поскольку не получала конкретных предложений и данных о стоимости аренды.

А вот перед нами скрин из приложения самой службы аренды, из которого видно, что речь не идет о паре мест в центре города, где ребята скромно поставили свои самокаты. Речь идет о сотнях парковочных мест, находящихся и на городских территориях, и на частных. Классический пример — на втором фото.

Это появившаяся «место аренды» (то есть парковка) на частной территории Торгового центра «Омский», которую никто в аренду не брал. Компания «ВУШ» просто решила, что в этой точке (как и в остальных) она на частной территории будет заниматься своей коммерческой деятельностью. И никого ни о чем спрашивать не будет. Более того, мы все понимаем, что для езды на самокате нужны две руки, но не обязательно — быть трезвым. А это значит, что в местах взятия в аренду самокатов появится мусор из бычков для сигарет, стаканов из-под газировки, кофе или пивных банок. И ответственность за этот мусор ляжет на тот бизнес, на частной территорию которого без спроса встал шеринг самокатов.

И вот на всем этом фоне «вушовцы» говорят, что не отказываются от платы. Просто ждут, что те люди, у кого под окнами выросла парковка с самокатами, будут самостоятельно искать офис в Москве и уговаривать на аренду. Граждане москвичи! Вы там ничего не перепутали?

Еще один довод «самокатчиков»:

«Сервис Whoosh начал свою работу в Омске 4 апреля. Действующим законодательством РФ не предусмотрена необходимость согласования деятельности по шерингу электросамокатов с какими-либо государственными и муниципальными органами или получение какого-либо согласования для размещения электросамокатов на общедоступных территориях, с учетом того, что ООО «Вуш» не устанавливает каких-либо парковочных конструкций и максимально органично вписывает электросамокаты в существующую городскую инфраструктуру».

Конечно, шеринг не регулируется муниципалитетом. А вот коммерческая деятельность на чужой территории регулируется, ибо если это моя земля, то никто кроме меня и тех, кто со мной договорился, не будет заниматься тут бизнесом. Следуя логике «самокатчиков», я могу прийти в МЕГУ и торговать редиской в свое удовольствие. А че? Место общедоступное, редиска муниципалитетом тоже не регулируется.

Ну, и тезис о «максимально органичном вписывании самокатов в городскую инфраструктуру». «Максимально органично» — по мнению менеджера в московском офисе? Или кого? Кто определяет — вписывается или не вписывается? Я что-то не припомню, чтобы откровенно перенасыщенный самокатами городской центр рассматривался в разрезе органичности хоть кем-то.

Скрин из видео Города 55, максимально органично вписанные самокаты в городскую инфраструктуру

Еще цитата из «самокатчиков»:

«Тем не менее, являясь социально ответственным бизнесом и основываясь на опыте взаимодействия с администрациями городов присутствия сервиса, компания проинформировала мэрию Омска о планах по запуску сервиса и представила проект соглашения, основанный на аналогичных соглашениях с другими городами присутствия (в том числе — Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и так далее), в котором оговариваются правила работы сервиса, парковки самокатов и обязательства сервиса по обеспечению порядка и безопасности использования электросамокатов Whoosh.

Мэрия города Омска отказалась от подписания соглашения и по непонятным для нас причинам решила перейти от диалога к санкционной и ультимативной риторике в публичном пространстве».

То есть 4 апреля (11 дней назад) вы сообщаете администрации, что намеренны разместить 1000 своих самокатов на территорию города (вперемешку с частной территорией, где — чья, вы не в курсе) и ждёте, что муниципалитет даст разрешение на коммерческое использование частных территорий? Серьезно?

Теперь еще тезис от СМИ:

«В Омске губят бизнес, пришедший с арендой самокатов, и вообще люди из Омска валят туда, где классно, где есть самокаты».

Я, может быть, сейчас некоторым открою глаза, но в Омске «Вуш» совсем не первый прокатчик самокатов. Они были и в прошлом году, и в этом году есть другие прокатчики.

Например, «ПОПУТИ», которые как-то смогли найти в себе силы, чтобы дойти до мэрии и организовать нормальные согласованные места для своей коммерческой деятельности, смогли согласовать и скоростной режим (об этом позже), и в целом их самокаты не валяются по всему городу, а вполне корректно стоят.

Ну, и от себя. Про безопасность. Я — опытный пользователь электросамокатов. В четверг пошел и ради интереса арендовал один с неполной зарядкой и покатался по центру.

Мой вес 115 килограмм, плюс одежда и ноутбук в рюкзаке за плечами — это 125. Подо мной не полный по заряду самокат развивал скорость 24 километра в час. По заверениям друзей, под более худыми товарищами — 27-28. Но даже в моем случае это полтора центнера (вместе с самокатом) которые двигаются по пешеходной дорожке со скоростью 6,6 метров в секунду. Надеюсь, не надо объяснять, что будет, если я случайно наеду на ребенка, который, гуляя по пешеходной зоне, отвлёкся на что угодно и сделал шаг в сторону.

Так же напомню про то, что для аренды самоката совсем не обязательно быть трезвым.

В общем, надо подводить итоги. А итоги, на мой взгляд, такие. Где-то в московском офисе люди просто по карте натыкали места, на которых в Омске будут стоять их самокаты. И в один прекрасный день их там поставили, невзирая на мнение владельцев земли. Далее, чтобы быть интереснее зарегулированных конкурентов (у которых ограничение по скорости 20 км в час, подо мной вообще 18, а в парке — и того меньше), они поставили максимальную скорость своих самокатов. Чем, на мой взгляд, в итоге только добавили работы врачам-травматологам. А когда гражданам напомнили, что правила одни для всех, эти московские деятели побежали в СМИ и паблики, чтобы раскачать «народное недовольство».

Ну… браво! Вместо социально ответственного инвестора мы получили медиа-шантажиста, который не платит за аренду земли и все налоги от доходов платит в Москве, но добавляет мусора, работы дорожникам и травматологам в Омске.


P.S. за прошлый год по стране от шеринговых самокатов погибло 5 человек и почти 200 детей получили травмы с которыми пришлось обращаться по скорой