Сотрудница Омского минкульта написала пьесу, поставленную сразу в двух театрах. Ее произведение «Сникерс» о трудных подростках вошло в шорт-лист II Международного конкурса-лаборатории современной драматургии «Своя территория».
Его выбрали из 300 сочинений драматургов. 15 апреля спектакль уже под названием «НЕ ВЕРЬ НЕ БОЙСЯ НЕ ПРОСИ», который организаторы называют проектом-коллаборацией, Тарского Северного драматического театра имени М. А. Ульянова, Омского ТЮЗа и педагогов-психологов пройдет для подростков на сцене местного «Пятого театра».
БК55 пообщался с автором пьесы, редактором портала «Культура» Министерства культуры Омской области Ириной Чернышевой (Горбуновой).
— Ирина, это вас работа в министерстве культуры подвигла на написание произведения о сложностях жизни подростков в период взросления и их пьющих матерях?
— Нет, просто в какой-то момент возникла потребность о чем-то своем личном написать. На конкурс подала я совершенно случайно. Это моя первая работа, первое драматургическое произведение, которое я написала очень быстро. Где-то примерно за 4 дня.
Случайно листала в ленте, что в Тарском театре проходит лаборатория современной драматургии, проект «Своя территория». А потом дальше отправила. Пьесу отобрал главный эксперт лаборатории Павел Руднев.
Дальше, большим удивлением было, что эту пьесу отобрал для эскиза Максим Соколов, о котором я много слышала (Соколов —петербургский режиссер -примечание БК55) и много следила за его режиссурой. Ну, и дальше было третье удивление, что после эскизных показов эту пьесу было решено превращать в проект, в спектакль двух театров.
Ирина Чернышева (Горбунова), автор пьесы «Сникерс», (на фото вторая справа) вместе с представителями Омской прессы общается с актерами Омского ТЮЗа и Северной драмы из Тары
— Значит, мы выяснили, что работа в минкульте никак не повлияла на написание вашей пьесы и ее выбор. Следующий вопрос, простите, личный. По моим сведениям у вас детей нет. Почему при этому пьеса о трудных подростках?
— Детей, действительно, нет. А период взросления -это такой хрупкий период, который мы все переживали, и период, в котором мы не знали как нам жить, как нам быть, куда идти. И когда казалось любая мелочь со взрослой стороны для подростка, естественно, катастрофа.
Из этого хрупкого периода во взрослую жизнь мы переносим очень много проблем, травм, комплексов, которые, если мы не решаем, превращают нашу жизнь в кошмар. И поэтому мне захотелось написать, чтобы показать, что все мы такие дети. Всем нам тяжело. Не обязательно, чтобы родители пили, или отец ушел, или еще что-то.
В любом случае будут какие-то вопросы для юного мальчика, или юной девочки, с которыми они сами не могут справиться. И, если в этих вопросах не будет любви их родителей, то неизвестно, как дальше сложится их жизнь.
Ирина Чернышева (на фото в центре)
— Одна из главных героинь вашей пьесы, которую играет актриса ТЮЗа Галина Ксеневич, пьющая мать -одиночка с двумя детьми, одного из которых отдает она в детдом. У вас такая замечательная мама. Я вижу в сети, как вы с ней общаетесь. Откуда история про маму-алкоголичку?
Галина Ксеневич, актриса Омского ТЮЗа, исполнительница роли матери в спектакле «НЕ ВЕРЬ НЕ БОЙСЯ НЕ ПРОСИ»
— Я жила на Кордном поселке, не самом счастливом районе города, особенно в 90-е. Пили там практически все. У всех были проблемы с родителями, с деньгами. Это такой comeback из прошлого.
Кроме того, здесь алкоголизм не сам инструмент, а демонстрация того, на сколько родитель может отдалиться от ребенка и потерять его в итоге.
— Вы написали историю об Омске? Или это не принципиально, где происходят события?
-Как таковая территория не обозначена. И то, что Максим Соколов сделал антураж 90-х- это, действительно, хорошо подходит по тематике и атмосфере спектакля. Но такие дети есть и сейчас. Мать моя работает психологом как раз в центре поддержки семьи, работает с трудными подростками.
Она рассказывает, что все это происходит сейчас. Просто мы, наверное, уже будучи взрослыми и из хороших семей, не знаем, или не обращаем внимания, что все эти проблемы остаются. Тем более в криминальных районах и на территории Омской области.В любом большом или малом городе.
— История с психологами, которые участвуют в спектакле, это идея Максима?
— Да, это его идея.Я к этому не имею отношения.
— Это не потому, что мама-психолог?
— Нет. Это просто совпадение. Почему я напомнила, что мама психолог, потому что эти трудные подростки они существуют. Они никуда не ушли. Время хоть и поменялось, а ситуации с детьми, которых не любят родители, или которых недолюбливают родители, они остаются.
— Вы какой цели хотите добиться, когда этот спектакль покажут? Или вы просто писали, не думаю, что это приведет к чему-то?
-Конечно, спектакль подростку ничем, по сути, не поможет. Но ребенок, который случайно может попасть на этот показ, может вдруг увидеть, что есть такие же, как и он дети, у которых есть какие-то проблемы. Потому что каждый подросток, когда у него проблемы в семье, когда ему тяжело, когда у него период взросления, он думает, что он находится в одиночестве.
Почему всех любят, меня не любят? Почему я вот такой неправильный? Что со мной не так? И если ребенок мальчик-девочка, вдруг увидит где-то в кино, в спектакле, у друзей, в книжке, что есть другие дети, которые тоже задаются этими же вопросами, и, если вдруг он поймет, что многие так думают, не только он один, что не против него весь мир ополчился, что такие ситуации бывают, может быть как-то чуть-чуть ему будет подспорье.
Фото Анна Шестакова