«Коммерсантъ» сообщает, что инцидент произошел во время тренировочного полета. При выполнении посадки в аэропорту столицы Исландии у самолета не раскрылись шасси, и он, минуя взлетно-посадочную полосу, приземлился на брюхо. Во время инцидента на борту находились пять человек — три члена экипажа и двое экспертов сертификационных центров, при посадке никто из них не пострадал.
«На завершающей стадии сертификационных испытаний по расширению условий эксплуатации — автоматическая посадка (программа сертификации по категории ИКАО CAT III А) при боковом ветре при выполнении посадки с имитацией отказа одного двигателя — произошло касание взлетно-посадочной полосы самолетом с убранными шасси», — говорится в сообщении компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС).
Как сообщают исландские СМИ, в результате жесткой посадки у самолета был поврежден один из двигателей. По предварительной оценке специалистов ГСС, самолет будет восстановлен и продолжит полеты по программе испытаний. «Коммерсант» обращает внимание, что проблемы в 2013 году у SSJ 100 возникают не впервые: в марте этого года самолет совершил вынужденную посадку в Шереметьево из-за незакрывшихся створок шасси. В августе 2012 года у лайнера, вылетевшего из Казани в Москву, произошла частичная разгерметизация салона.
Самая же страшная катастрофа у флагмана российского авиапрома случилась 9 мая 2012 года в Индонезии, когда Sukhoi Superjet 100, совершая демонстрационный полет, разбился о склон горы Салак. Расследование показало грубейшие нарушения летной дисциплины пилотом ГСС, а так же непреднамеренную ошибку диспетчера аэропорта Джакарты.
В декабре 2012 года был опубликован отчет комиссии, где было сказано: «Пилотирующий летчик отвлекся на длительный, не имеющий прямого отношения к полету разговор. Самолет непреднамеренно покинул круговую траекторию и ушел в район Богор». Учитывая, что в результате снижения машина попала в зону плотных грозовых облаков и экипаж не видел землю, самолет в итоге пошел не к аэропорту, а дальше на юго-запад — к горе Салак.
Отметим, что TAWS тут же дала об этом знать голосовой командой «Тяни вверх, впереди земля», но командир экипажа проигнорировал ее, будучи уверенным в том, что полет проходит над равниной и срабатывание было ошибочным. Не поверил пилот и следующим шести командам навигационной системы, потребовавшей от него уже не «тянуть вверх», а уклоняться от стремительно приближающейся горы вправо или влево.
В свою очередь, диспетчер международного аэропорта Джакарты, занятый днем 9 мая 2012 года обслуживанием 14 самолетов, до последнего момента даже не знал, кого именно он «водит» над Богором. Введя в поисковую строку первые буквы марки самолета, специалист получил и зарегистрировал первый высветившийся в поиске тип — истребитель Су-30, состоящий на вооружении ВВС Индонезии. Учитывая, что в районе Богор действительно расположена авиабаза национальных ВВС, диспетчер был уверен в том, что пилот истребителя хорошо знает горы вокруг. По этой причине диспетчер и разрешил самолету снижение до роковой высоты 6 тыс. футов.
Игорь Федоров