Один из главных православных праздников сегодня.
Праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа и символизирует радость, победу над смертью и скорбью. Даже само его название означает «исход», «избавление» — вещи вневременные и всегда актуальные.
Праздник этот за период Российской истории пережил многое, и во многом — вопреки всему.
Не вдаваясь в глубины истории, отметим, что во времена дореволюционной России это был праздник не просто значимый — государственный, с официальным выходным днем и масштабными народными гуляниями.
Что любопытно, вопреки частым замечаниям, мол, раньше и трава была зеленее, и девушки хозяйственней, и вообще все своими руками делали, не то что вы нынешний век прогнившего капитализма, историки отмечают, что и тогда активно процветала тенденция покупки куличей и праздничной выпечки.
И даже самая маленькая и сомнительная кондитерская не гнушалась принимать заказы.
Дореволюционная пасхальная открытка
Фото: antennadaily.mirtesen.ru
После революции все стало намного сложнее. Отрицавшее Бога, в целом, и религию, в частности, советское правительство прилагало все усилия и изрядную изобретательность для выкорчевывания «опиума для народа».
В период 20-30х годов 20-го века, к примеру, как своеобразная гротескно-политическая альтернатива проходила Красная Пасха, с народными гуляниями и сжиганием чучел священнослужителей. «Праздник», впрочем, в народе не прижился. Устраивали в опустошенных храмах клубы и кинотеатры. Рассказывают, в том числе, историю о том, как во времена особенно интенсивных репрессий пытались приспособить храм под культурно-политические нужды, но не смогли, звук от кинопроекторов и музыка — гудели и завывали.
Потом выяснилось, что здание храма проектировалось специально таким образом, чтобы от церковного хора эхо шло, вот и не был он приспособлен под звук кинотеатра, но тогда люди судачили — церковь мстит.
«Красная Пасха»
Фото: zen.yandex.ru
В тяжелый период Великой Отечественной войны верить уже не просто не запрещалось — по-своему поощрялось. «Избавление» ждали как никогда даже те, кто раньше не верил. В действующих храмах, где была такая возможность, проводились службы. Отмечали и Пасху — также, как могли, учитывая положение, но с вполне объяснимым, жизненно необходимым стремлением к победе над смертью и скорбью.
Драганчук Валентина Архиповна — одна из читательниц БК55, родилась в 1939 году. Она рассказала о том, как они отмечали Пасху в непростое послевоенное время:
Готовили тогда совсем не так богато, как нынче. Яйца всю зиму собирали. Куры, они ведь зимой плохо несутся. Мясо, курицу готовили, если с зимы что оставалось. А если не оставалось — ну что ж, без них.
Куличи пекли тоже не то что сейчас, конечно. Почти как хлеб обыкновенный. Но украшали, зерно красили и сверху посыпали. Яйца красили шелухой луковой, а еще ходили на поле травку такую специальную собирали. Травка красила лучше шелухи даже, и тоже почему-то красным, а не зеленым.
Жили бедно. Но к празднику обязательно платье новое шили. Белое и обязательно с карманами. В карманы те яйца крашенные клали и ходили с друзьями стукаться. Собирается на улице целая шайка — и стукаемся. Ударишься носиками, и чье разбито — проиграл, у того победитель яйцо забирает. Правда со временем некоторые жульничать стали — в ладошке яйцо обхватывали и плотно сжимали, чтобы не треснуло при ударе.
И обязательно в субботу, когда мама куличи пекла, собирала она мне узелок. В него укладывала кулич свежий, яйца обязательно, печенье, если было — и отправляла бедным людям отнести. Вот это всегда обязательно было.
Церкви в деревне не было. Вернее была когда-то, но ее коммунисты поломали. Так что службы у нас не проводились. Мама, правда, как-то сказала, что вот, ранним утром в тех церквях, что еще работают, пусть даже далеко, как раз в этот час служба идет, и если в это время кулич на улицу вынести, то к нему Святой Дух все равно придет. Так я тогда, маленькая еще совсем, встала рано утром — и понесла кулич наружу. Темно было, холодно, снег лежит — Пасха тогда ранняя была. Страшно было — жуть!
Ну и в гости ходили, как же без этого. И к казахам тоже. Они на Пасху куличи, конечно, не пекли, но с удовольствием кушали. Они, казахи, на Пасху бешпармак делали.
Сейчас куличи украшают уже не только пшеном.
Фото: из личного архива Валентины Архиповны
В послевоенное время, до 70-80-х годов, как сообщает нам историческая справка, праздник просуществовал в официально неоднозначном положении: напрямую не запрещали, однако, молодежь всячески пытались отвлекать, занимать и, в случае «несоответствующего поведения», порицать. Зачастую по телевидению выпускали «эксклюзивные», «заграничные» концерты, а также подгадывали к празднику рабочие дни и уборочные мероприятия.
«Учителя запрещали Пасху праздновать и яйца в школу носить, но в основном лояльно относились. Мы конечно и праздновали, и носили. Учителя если поймают, то поругают конечно, но больше для виду.
В Храм мы не ходили, так как его не было в деревне, — поделилась Лариса, омичка, выросшая в Красноярском крае. — Но перед Пасхой все мои тетушки собирались вместе в одном доме и все вместе пекли куличи».
Рассказывают также, что иногда даже сами молодые преподаватели, разделенные на группы для мониторинга неподобающего поведения учеников, прямо во время рейдов бегали друг к другу в гости на куличи и крашеные яйца.
В Омске тогда одним из немногих действующих храмов оставался Крестовоздвиженский собор на улице Тарская, и, как рассказывают очевидцы:
«Народу тьма была, не протолкнуться».
Крестовоздвиженский собор 1997 год
Фото: Сибиряков Алексей
Конечно, далеко не все, кто праздновал, ходили в храм. Как минимум потому, что работало в то время очень мало храмов. Отмечали с семьями, с бабушками, сберегшими раритетные, передававшиеся из поколения в поколения, рецепты куличей, ароматных и с желтым, как масло, тестом. Многие, даже самые убежденные коммунисты, не отдавали себе отчет, что это за праздник — просто праздновали в кругу семьи, как нечто жизнеутверждающее. А для кого-то он оставался и по сей день остается чем-то очень интимным и личным.
В светском, обывательском мировосприятии советского человека как-то очень гармонично улеглась концепция триады праздников: 8 марта, Пасха, Первое мая.
Тогда же появилась традиция навещать на Пасху могилы родственников. Ходить на кладбище в этот день не принято, но россияне, вопреки канонам и традициям — ходят и носят, оставляя на могилках усопших родственников конфеты, пирожки, яйца.
Возможно, сказывается в этом та самая российская «широта души», в своей наивной искренности подталкивающая разделить эту радость даже с теми, кто уже ушел, но о ком мы все равно помним. А может, это отголоски советского и постсоветского воспитания, когда приобщиться к духовному хотелось, а линия партии не позволяла, до определенного момента глядя сквозь пальцы разве что на похоронные обряды — так и вошло в привычку.
Большинство священнослужителей к этой «традиции» и по сей день относятся без одобрения, но со смиренным пониманием.
Фото: sibdepo.ru
В деревнях, что логично, даже в суровое советское время и период Хрущевского правления с его весьма категоричными заявлениями на тему религии, к празднованию Пасхи относились с куда большей основательностью и трепетностью.
«Дедушка дьяконом в церкви служил, а бабушка на клиросе пела, — рассказала Светлана, в то время бывшая совсем юной и в конце 70-х начале 80-х проживавшая на западной Украине. — После всенощной службы, когда часов в 5 утра, они приходили, всех поднимали, мы разговлялись и обратно спать ложились. Дед писанки (расписанные вручную яйца) шедевральные приносил из церкви. Куличи, пляцки (украинская выпечка, наиболее близкая к российскому эквиваленту торта), печеньки, мясо, колбаса, холодец, ну и яйца… Ещё обязательно субботники в школе и на предприятиях, желательно в воскресенье, но обычно в субботу. В гости ходили, обязательно куличами-яйцами угощали и одаривали.
Расписанные вручную яйца
Фото: ribalych.ru
В то же время, вопреки всему, в советских магазинах появились неотличимые от куличей по форме и содержанию «Весенние кексы».
Как же обстоят дела сейчас и в Омске в частности?
Омск — город не просто многонациональный, но и еще с обилием различных вероисповеданий. У каждого — свои традиционные праздники, обряды, регламент.
На данный момент нет запретов на вероисповедание, празднование религиозных праздников, а по федеральным каналам ежегодно проходят трансляции праздничных церковных служб. Раритетных бабушкиных рецептов куличей, пожалуй, и вправду стало куда меньше, и яйца все чаще красят не всю зиму собираемой луковой шелухой — а новомодными пищевыми красителями.
Люди очень разные, и относятся по разному, и празднуют по-прежнему по-разному, но как-то чаще всего слышишь:
«На работе у нас девочка из Казахстана — мусульманка. Пасху они, конечно, не празднуют, но с нами на работе с удовольствием отмечает. А потом на Ураза Байрам нас всех тоже угощает».
Так что, наверное, речь все-таки не про принципиальные культурные различия или пресловутый «национальный менталитет».
Какая другая радость может сравниться с радостью Пасхи? Какой другой праздник вызывает в людях такое чувство близости к Богу, к Его живому Присутствию? Когда еще обнаруживается такая Божественная любовь, такое благорасположение друг к другу? — Пасхальное послание митрополита Омского и Тарского Владимира, 2012 год.