Главный американский финансист Бен Бернанке рассказал, как будет спасать дальше экономику страны. Его ведомство продолжит покупать ценные бумаги и выкладывать каждый месяц миллиарды долларов ради спасения банков. В Детройте, бывшей столице американского автопрома, такие новости без горькой иронии уже не встречают. Город моторов начал процедуру банкротства - крупнейшего в истории страны, - сообщают нам «Вести.ру».
«Ведомости» добавляют, что на брифинге в четверг сити-менеджер Детройта Кевин Орр заявил, что иск о банкротстве будет первым шагом к восстановлению города. К иску приложено письмо губернатора Мичигана Рика Снайдера, который одобряет действия Орра и высказывает мнение, что единственный способ выйти из пике - это радикально реструктурировать город и снять с него непосильное бремя обязательств. Мэр Детройта Дейв Бинг пообещал, что система ЖКХ не прекратит работу и что сотрудники госсектора продолжат получать зарплату. Компания General Motors заявила, что не ожидает, что иск о банкротстве как-либо скажется на производстве, и пожелала Детройту успешного старта «с новой страницы».
ВВС описывает состояние Детройта как близкое к разрухе. Системы жилищно-коммунального хозяйства близки к развалу, десятки тысяч домовладений пустуют. Средств на уличное освещение нет, не работает около 40% фонарей, и из-за этого усложняется контроль за обстановкой в городе. В результате Детройт входит в топ крупнейших городов по уровню преступности. С 1950-х гг. население Детройта сократилась с пиковых 2 млн. человек до 713 000, с 2000 по 2010 г. город покинуло 250 000 человек. «Белое» население почти полностью заместилось афроамериканским.
Губернатор Снайдер назначил Орра кризисным управляющим в марте 2013 г. Орр - юрист, который принимал участие в реструктуризации бизнеса Chrysler после банкротства. В Детройте его наделили дополнительными полномочиями по пересмотру трудовых контрактов, по приватизации компаний и продаже активов. После назначения он заявил, что получил от 12 до 16 месяцев, чтобы вывести город из кризиса, но он рассчитывал справиться быстрее. В случае неудачи город ждало банкротство, что и произошло.
Окончательный крах города произошел в 90-е. «Огромное количество автозаводов переехало из Детройта в Мексику. Рабочая сила там была дешевле, и можно было платить людям пять долларов в день. Сегодня половина фабрик и там закрыты. Корпорации решили переехать в Индонезию, Таиланд, Вьетнам, где можно платить людям гораздо меньше», - цитируют председателя профсоюза агрегатного завода корпорации GMC Алан Бенчича «Вести.ру».
Можно констатировать, что Детройт не смог перестроиться и влиться в наступившую постиндустриальную эпоху. Омск тоже был одним из крупнейших индустриальных центров СССР, сохранил он свое место и в России. Увы, его будущее также может пойти по детройтскому пути. Детройт «падал» 50 лет, Омск прожил из них уже 20. Ближайшие годы будут определяющими.
Игорь Федоров