Вчера четверо студентов ОмГУ дали показания на реальную посадку подсудимого.
Вчера в Кировском райсуде Омска допросили очередных свидетелей по уголовному делу в отношении бывшего начальника полиции УМВД России по Омску Евгения Быкова.
Напомним: по ст. 290 УК РФ (ч.5 и 6) он обвиняется в том, что два года, с апреля 2019-го по апрель 2021-го, брал взятки с владельца массажных салонов «Orange» (принадлежащего ООО «Кея Трейд») Александра Игнатьева.
БК55 освещает этот процесс, вот подробности:
- Начальник полиции Омска Быков «крышевал» проституцию в салонах «Orange»
- Понятые подтвердили в суде факты передачи взяток экс-начальнику полиции Омска Быкову
Итак, показания вчера дали четверо понятых, которые присутствовали на оперативно-розыскных мероприятиях (ОРМ) омского УФСБ по Быкову и его подельникам.
Сразу отметим: понятые в этом громком деле не совсем обычные. В делах попроще понятыми могут выступать судимые (иногда пьющие) граждане, показания которых бывают путаными и не вызывают доверия. В деле Быкова изобличающие экс-главу полиции города показания дают студенты ОмГУ им. Достоевского. Они не путаются, отвечают внятно, подробно. Не доверять им нет оснований.
БК55 не называет фамилии понятых (в суде они прозвучали). Хватит того, что все они открыто явились в суд (не стали просить засекречивать) и ответили на вопросы гособвинителя, адвоката Быкова и самого подсудимого — двое последних устроили парням «допрос с пристрастием».
Первым отвечал студент Алексей, которого сотрудники УФСБ попросили поучаствовать в ОРМ 23 апреля 2021 года — при обыске квартиры Быкова.
Понятой рассказал, что обыск проходил в присутствии дочери и жены подсудимого. В квартире оказался и парень дочери Быкова, который вызвал спецназ (зря — прибывшие трое бойцов вмешиваться в ход событий не стали).
— Я смотрел, как сотрудник ФСБ проводит обыск спальни. Он открыл шкаф — там были полотенца и футболки — и нашел 5-тысячные купюры. Потом осмотрел пиджаки и достал из кармана пиджака тысячные. Серии и номера купюр были переписаны и упакованы в пакеты, составлен протокол, который я подписал, — сообщил понятой, отвечая представителю гособвинения Марине Денищенко.
Лицо Быкова начало краснеть, однако он не упустил шанса допросить понятого. Помимо прочего, стал выспрашивать:
— Вам не разъяснили, что обыск проводит сотрудник ФСБ, а следователь присутствует?
— Мне разъясняли, но точно не помню…
— Вы не понимали, что делаете, правда? (Наводящим вопросом экс-полицейский пытался получить ответ в свою пользу- авт.).
— Нет, я понимал.
Понятой еще раз четко повторил, что видел, как опер ФСБ нашел 5-тысячные купюры под бельем (полотенцами или футболками), а тысячные — в пиджаке из шкафа.
Быков все же не терял надежды добиться ответа в свою пользу:
— Вы видели, как сотрудник ФСБ нашел деньги?
— Да, он поднял вещи и показал…
— После этого деньги оставили на кровати?
— Нет, следователь их в коробку упаковала. Они точно не оставались без присмотра.
— Второго понятого не было? — попытался сбить свидетеля с толка Быков.
— Был.
— Он стоял за вами и не видел…
— Он видел.
Ответы парня, вероятно, раздражали подсудимого… Он стал допытываться, сколько человек находилось в коридоре в начале обыска и убеждать, что они якобы не могли там все поместиться. Понятой стоял на своем и после повторяющихся вопросов поинтересовался:
— Вам, может, план вашей квартиры нарисовать?
Лицо Быкова пошло яркими багровыми пятнами…
Второй понятой, тоже Алексей из ОмГУ, подтвердил показания своего однокурсника. Причем вспомнил точное место, где были найдены деньги:
— В спальне в шкафу слева от кровати — под стопкой белья. А затем в пиджаке.
Быков с адвокатом попытались получить от понятого показания, будто в этот момент тот отвлекся на следователя.
— Сотрудник ФСБ и следователь начали обыск вдвоем (в разных местах — авт.)? — спросил Быков.
— Нет, один сотрудник ФСБ, — четко ответил понятой.
— Он осмотрел пиджак и слева из кармана достал деньги… Я следил за движениями его рук — видел…
Затем парень на примере листа бумаги показал, как купюры из пиджака были свернуты в трубочку. В этот момент Быков начал слегка раскачиваться на скамье в «клетке» и что-то бормотать под нос. Потом, собравшись, задал новый вопрос:
— То, что деньги были найдены под полотенцами, вы помните точно?
— Да.
— А где был ваш товарищ (второй понятой — авт.).
— Слева от меня. Я смотрел из-за правого плеча сотрудника ФСБ, а второй понятой — слева. Следователь стояла у угла кровати справа.
Итак, понятой подтвердил суду, что деньги в шкафу и пиджаке Быкова были найдены в присутствии нескольких человек. При этом оба понятых стояли за плечами оперативника, и, не отвлекаясь, следили за его руками (то есть намеченная, возможно, версия защиты, будто деньги могли подбросить, уже «не пройдет»).
После допроса этого понятого лицо Быкова стало почти помидорного цвета.
Третий понятой, Максим (из ОмГУ), присутствовал на ОРМ 22 апреля 2021 года при задержании посредника в передаче взяток (по версии обвинения) Серея Павлова.
Он рассказал, что сотрудники ФСБ задержали Павлова на Левобережье у кафе «Скуратов» и при досмотре нашли у него 300 тыс. руб. 5-тысячными купюрами. Их номера переписали, составили протокол.
На следующий день он был понятым при обыске квартиры подчиненного Быкова Лебедева (парень знал только, что это сотрудник полиции). У того были изъяты 5-тысячные и 2-тысячные купюры, оружие, составлен протокол.
Четвертый понятой, Михаил, который присутствовал на тех же ОРМ, подтвердил эти показания.
После допроса понятых Быков попросил суд удалить прессу из зала заседаний, поскольку собирался заявить ходатайство по поводу своего здоровья (действует врачебная тайна).
Возможно, ему понадобилась пауза в заседаниях для лечения — следующее заседание по делу судья Максим Серебренников назначил через 20 дней.
Наташа Вагнер