«Интерфакс» сообщил на днях, что объем грузовых железнодорожных перевозок в России в первом полугодии 2013 года сократился на 3,9%, до 680,97 млн. тонн, говорится в материалах ОАО «Российские железные дороги». При этом транспортировка грузов внутри страны сократилась на 4,1%, до 407,7 млн. тонн, международные перевозки — на 3,7%, до 273,2 млн. тонн (в частности, экспорт — на 3,8%, до 200,6 млн. тонн). Транзит уменьшился на 12,3%, до 15,9 млн. тонн, импорт — на 0,4%, до 56,8 млн. тонн.
Что интересно, импорт грузов в первом полугодии хоть в целом и сократился, но неравномерно: через порты проследовало 5,8 миллиона тонн (и это дало рост на 8,9%), через погранпереходы – 50,9 миллиона тонн (снижение на 1,4%), сообщает «Прайм». Международные перевозки морским транспортом в Россию растут.
Падение идет с ноября 2012 года, хотя в целом по итогам 2012 года перевозки выросли на 2,9%. В то же время, по данным Росстата, промышленное производство РФ увеличилось, например, в декабре 2012 года на 1,4% в годовом выражении по сравнению с ростом на 1,9% в ноябре и на 2,5% в декабре 2011 года. Отставание погрузки от показателей промышленного производства свидетельствует о росте запасов на складах и означает преддверие экономического кризиса, - считают эксперты.
«Аргументы.ру» обращают внимание, что аналогичная картина наблюдалась и осенью 2008 года, когда снижение железнодорожных грузоперевозок происходило при одновременном росте промышленного производства. В кризис 2008 года объем перевозок прекратил свой рост летом, а в ноябре рухнул сразу на 20%. В январе 2009 года снижение достигло максимальных 33% (74,8 миллиона тонн). А его восстановление началось лишь с января 2010 года. Вслед за снижением железнодорожных перевозок последует спад промышленного производства, уверен генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
Что интересно, в РСФСР в 1981 году было перевезено 2065 млн. тонн грузов. Возникает закономерный простой вопрос – если сейчас перевозки падают, причем особенно сильно падает тот самый транзит, о котором грезят наши политики, а общий объем перевозок едва дотягивает до 2/3 от объемов в России времен СССР (что, по большому счету, показывает потенциальные возможности существовавшей в 1981 году инфраструктуры), то, спрашивается, куда и в какое развитие того же Транссиба и БАМа собираются вкладывать РЖД и Путин почти 500 млрд. рублей?
Игорь Федоров