Студотряды — как много в этом слове для выходца из Советского Союза сплелось.
Выходцев из Советского Союза на всей территории СНГ, признаем честно, гораздо больше тех, кто о тех временах знать ничего не знает и слышать ничего не слышал.
Если спросить наших родителей, родившихся года до 70-го о том, был ли у них опыт пребывания в студотрядах, то они, с очень большой вероятностью даже немного обиженно ответят:
«Конечно были!»
И глаза их заволочет ностальгическая мечтательная дымка.
«Картошку и лен собирали. Яблоки. В Смоленске завод какой-то строили. Девчонки еще в Крым ездили — персики-абрикосы собирали. Но это уже без меня. Хорошее было время!»
Годом начала массового студенческого движения принято считать 1959, однако известно, что в той или иной мере эта инициатива имела место быть еще начиная с 20-х годов.
Главными целями в то время было не только, как выразился один из опрошенных читателей БК55 «использование студентов по надобности», но и формирование патриотизма, высоких нравственных качеств и воспитания уважения к труду.
Какое же наследие нам оставили светлые ностальгические времена, когда, как известно, и «девушки были краше, и дружба чище, и работали ради идеи»?
Общественная организация «Российские студенческие отряды» возродилась как преемница Всесоюзных студенческих строительных отрядов в 2004 году и с тех пор, как сообщают региональные руководители организации, успела приобрести немалую государственную поддержку. Впрочем, как сообщают они же, объемы этой поддержки зачастую зависят непосредственно от региональных властей. Есть поддержка местного Министерства образования — будет работа с школами и колледжами. Нет поддержки Министерства образования — крутись как хочешь.
На данный момент, упоминая о целях организации, говорят в первую очередь о защите прав студентов при трудоустройстве.
«Сегодня студент, который самостоятельно находит место работы, является практически не защищенным в своих правах в связи со следующими факторами: юношеский максимализм, незнание законов, отношение работодателей к студентам как к временным сотрудникам, нежелание студентов говорить о своих проблемах, так как их легко запугать», — пишет организация в своем грантовом проекте.
Меняются времена, меняются нравы, меняются потребности. Хотя и о расширении кругозора, о социализации не забывают.
Как сообщил Потейко Алексей Николаевич, председатель Правления Омского регионального отделения РСО, на прошедшей на днях в доме журналистов пресс-конференции, самыми распространенными сферами работы студентов на данный момент являются проводники и педагогическая сфера. Кроме того, ведется активное сотрудничество и с другими работодателями, как местными, так и федеральными.
«Как всегда для нас самой большой болью является вовлечение Омских работодателей, но прошлый год стал для нас прорывным и я в первую очередь хотел бы поблагодарить компанию «Сладонеж». Мы с ними запустили круглогодичный студенческий отряд и в формате ежедневной работы мы закрываем ночные смены студенческими отрядами. Так можно совмещать с учебой и при этом зарабатывать. На лето запланирован масштабный проект по выводу и студенческого и даже школьного отряда на благоустройство территории.
Они также хотят ввести как кадровую политику взаимодействие с этим отрядом. Отбирать себе не просто себе работяг, а чтобы впоследствии к ним в штат приходили.
В чем проблема омских работодателей. Они все к нам обращаются уже в пик лета, когда студенты уже либо распределены, либо уже уехали».
Помимо опыта работы и определенного рода связей, студенты смогут получить рабочие профессии по проф-стандартам, гособразцам.
«У людей эта профессия появится на всю жизнь. Мало ли как она сложится».
Была подобная практика и в советские времена.
«Мы проходили строительный минимум на стройке училища в свободное от учебы время. У меня даже где-то свидетельство есть — каменщик-строитель 5 разряда. Правда работали штукатурами-малярами в стройотряде, после солдат стройбата перештукатуривали. Тут уже летом ездили и нам ДАЖЕ деньги платили, » — с нежнейшей ностальгией рассказала читательница БК55, принимавшая участие в студотрядах 80-х годов.
Происходят ли подобные казусы в работе современных студотрядов Алексей Потейко, к сожалению, на пресс-конференции не поведал.
Поколение более молодое отзывается о своем случившемся или не случившемся опыте работы в студотрядах следующим образом:
«Два года работала проводником. Был это дух авантюризма или исключительно меркантильный интерес? В 2011 году — 30 тысяч за 2 месяца… Я думаю скорее дух авантюризма.
В первый год нас загрузили в вагон, не выдав почти никаких инструкций и бросив практически одних. Нам надо было собраться, понять что происходит, вычистить до блеска весь вагон. Это было, конечно, то еще безумие.
Но знаете, мне понравилось. Мы пили чай и пели песни под гитару с томскими студентами. Отбивались от пьяных вахтовиков. Сбегали в море. В Адлере на рынке нам подарили два арбуза. А еще как-то мы тушили пожар в тамбуре. Тогда еще там курить можно было…
Это определенно был дух авантюризма.»
Еще одна омичка, чуть более юная, 24-х лет от роду, рассказала о своем так и не случившемся опыте взаимодействия со студотрядами.
«Я в свое время очень хотела поехать на Сахалин на рыбообрабатывающий завод! Прям очень хотела. Но что-то не срослось. Кроме того, студотряд это не только возможность какого-то трудоустройства, но и добровольно-принудительное посещение всяких мероприятий, с тобой, собственно, в роли массовки. Постоять красиво с цветочками и все такое.
А на Сахалин я бы прям с удовольствием поехала!»