В основе его романов — реальные истории

Юридические триллеры Джона Гришэма издают многомиллионными тиражами и превращают в кино-хиты. Сам же он все больше времени посвящает правозащитной работе — будучи в совете директоров проекта «Невиновность», добивается оправдания несправедливо осужденных.

Портал Право.ру, взяв за основу несколько публикаций, постарался рассказать историю писателя. А БК55 внес в нее свои добавки.

В детстве мечтал профессионально играть в бейсбол

8 февраля 1955 года в Америке (Джонсборо, штат Арканзас) в семье Джона и Ванды Гришэм родился второй сын, которого назвали в честь отца.

Джон Гришэм-старший был строителем и фермером, а мать домохозяйкой. В семье — пятеро детей. В детстве Джон-младший собирался стать бейсболистом, но из-за травмы в 18 лет вынужден был отказаться от этой мечты. Во время игры противник специально метнул мяч, чтобы попасть в подростка и травмировать его.

Будучи школьником, Джон трудился помощником садовника и сантехника, помогал строить заборы, класть асфальт. У родителей Гришэма не было образования, но мать настаивала, чтобы сын продолжил учиться. В 1977 году он получил диплом бакалавра по специальности «Бухгалтерский учет», а позже отучился на юриста в Университете штата Миссисипи.

Хотя Джон собирался стать налоговым юристом, гораздо больше его заинтересовали дела о вреде здоровью. В 1984 году, когда будущий писатель работал в суде округа Де-Сото, он услышал показания двенадцатилетней жертвы изнасилования. Юрист стал изучать материалы дела. Так у Гришэма родилась идея первого романа «Пора убивать». Он взял для сюжета показания девочки, но додумал, что случилось бы, если бы отец жертвы решил отомстить насильникам.

От романа отказались 28 издательств: 5-тысячным тиражом его выпустила небольшая компания «Винвуд Пресс». Хотя это не принесло популярности и денег, Гришэм продолжил писать в свободное от работы время.

«Об этом я даже не мечтал»

Оглушительный успех пришел к нему в 1991 году — после публикации романа «Фирма», который сразу вошел в список бестселлеров журнала The New-York Times и через пару лет был экранизирован с Томом Крузом в главной роли.

«Как только книга была написана, все стало меняться. Я бы не назвал это случайностью, но такого точно не планировал. Об этом я даже не мечтал» — говорил Гришэм в интервью.

Все действительно круто изменилось. Следующие романы — «Дело о пеликанах», «Клиент», «Камера», «Золотой дождь», «Вердикт» сразу стали бестселлерами.

Фильмы по ним сняли такие мэтры как Сидни Поллак, Алан Пакула, Джоэл Шумахер и Фрэнсис Форд Коппола, да и сыграли не меньшие звезды — Джулия Робертс, Дензел Вашингтон, Сьюзан Сарандон, Микки Рурк, Дэнни де Вито…

Каждый из этих фильмов — хит. А «Благодетель» Фрэнсиса Форда Копполы по роману «Золотой дождь» (1997 года, США — не путать с индийским фильмом) признан лучшей экранизацией произведений Гришэма в истории. У фильма 10 престижных премий, среди которых «Золотой глобус».

Выиграл для клиентов $683 500

Гришэм признавался, что успех принес ему не только положительные эмоции, но и стресс.

До популярности семья писателя — он, жена, двое детей — жили обычной жизнью. После выхода второй книги поклонники буквально атаковали автора, пытаясь с ним подружиться. Но писатель продолжал жить тихой и спокойной жизнью в провинции. У него узкий круг общения, и он не стремится переехать в Голливуд или Нью-Йорк.

После выхода «Фирмы» Гришэм перестал работать адвокатом. Исключением стал 1996 год, когда он выступил защитником семьи железнодорожника, погибшего на производстве. По решению суда клиенты Гришэма получили $683 500. Это самая крупная компенсация в его юридической карьере.

В том же году на экраны вышел фильм «Пора убивать» по мотивам первой книги (отвергнутой массой издательств) — и был номинирован на «Золотой глобус».

Произведения Гришэма переведены на 42 языка, изданы многомиллионными тиражами. В общей сложности у него больше 40 романов, повестей и рассказов.

Один из самых трагичных сюжетов — в романе «Серая гора», где олигарх заказал убийство адвоката. К этому роману писатель сделал посвящение: «Прощай, Туз» — так что это, вероятно, опять на основе реальных событий.

В романе «Апелляция» — о том, как крупные компании лоббируют выбор судей в Апелляционный суд штата — система показана изнутри. Хотя российские и американские реалии отличаются, роман дает понимание того, что может происходить с правосудием.

Сам Гришэм считает, что подготовка для автора юридических триллеров очень важна: юристы знают терминологию, теорию и правила процесса. Если специального образования нет, легко ошибиться.

«Когда я читаю юридические триллеры или судебные драмы, написанные неюристами, всегда замечаю отсутствие подлинности. По первым десяти страницам можно сказать, писатель юрист или нет. Один неудачный термин, одно слово не к месту, и я думаю: «Подождите-ка, все не так», — делится Гришэм.

Работа писателя в проекте «Невиновность» не менее важна, чем его книги — юристы проекта сумели добиться оправдания 375 несправедливо осужденных.

Наташа Вагнер