Одно из предложений — приостановить работу над проектом, сформировать альтернативные варианты освоения территории и представить их заказчику.
Главный архитектор города Наталья Старченкова провела онлайн-обсуждение нашумевшего проекта концепции строительства элитного жилого комплекса в историческом центре города — на месте ТЭЦ-1.
Проект планирует реализовать АО «Основа Холдинг», в чьей собственности находятся земельные участки под теплоэлектроцентралью. В сентябре 2021 года владелец компании депутат Госдумы Игорь Антропенко представил эскиз нового жилого комплекса. Его авторы предлагают реконструировать заброшенное здание ТЭЦ-1 под культурно-просветительский комплекс и построить рядом три элитных дома высотой от 3 до 7 этажей. Первые этажи трех зданий будут отведены под общественные цели — рестораны, коммерцию, а также под детский сад на 50 мест. На остальных этажах разместят 1–4-комнатные квартиры. Для жильцов предназначены внутренние дворы, остальные пространства между домами — общественные.
Представители общественности и омских архитекторов еще в ноябре заявили, что исторический участок города нужно сохранить от дальнейшей жилой застройки, говоря о необходимости представить инвестору альтернативные идеи по использованию территории.
Представляя вчера обновленную концепцию, ее автор, столичный зодчий Андрей Асадов, отметил, что преимуществом для застройщика является жилье, так как оно наиболее прибыльное.
По словам омича Никиты Шалмина, если сравнивать Омск с Москвой, то этот замысел — это то же самое, что построить у храма Василия Блаженного 10-этажные дома. Появление жилых кварталов убьет символ города, Омскую крепость — территорию XVIII века. Такой проект не возвращает городу участок, а отбирает его до конца, жильцы в итоге поставят забор, уверен Шалмин, рассказал «Омскрегион».
По словам Асадова, есть понимание, что эта территория надолго была выключена из жизни города. Мастерская попыталась учесть условия заказчика, максимально используя свой и зарубежный опыт.
Омский архитектор Олег Фрейдин предложил убрать центральное здание, уменьшить два оставшихся на 40–50%. При этом он предлагает отдать под жилье максимум 20–30% площади, снизить его уровень с элитного до «комфорт+». Ошибочными он считает решения по скатным крышам с ТЭЦ — промышленная эклектика не сочетается с готикой. В целом Фрейдин считает, что участок нужно сохранить под общественно-культурную функцию.
Архитектор Ольга Кулагина заявила, что «уважаемая московская мастерская попала в ловушку». Недоработка омских архитекторов на обсуждении градостроительных документов привела к тому, что этот участок перевели из общественной территории в историческую зону с возможностью жилой застройки. Хотя там никогда не было жилья. Это проблема города и местных архитекторов, что не умеют договариваться, это непрофессионализм, и главная проблема— то, как территория оказалась у частного инвестора.
Председатель Омского союза архитекторов Сакен Хусаинов считает, что можно освободить больше земли для зелени за счет более высокой этажности. Тем более рядом строится 10-этажный апарт-отель впк-шного олигарха Сергея Морева в нарушение ограничений.
В поддержку проекта выступил архитектор Александр Бегун. На его памяти это всегда была закрытая площадь, вокруг которой ходят люди. А данным проектом заброшенный участок хоть как-то возвращается в жизнь города, но его нужно доработать.
Директор Центра по вопросам компетенции городской среды, депутат горсовета Алексей Сокин вообще предложил приостановить работу над проектом, сформировать альтернативные варианты освоения территории и представить их заказчику.