Омичи, как героиня известного мультфильма, против всех и всего. Чем на самом деле они были недовольны?

В последние годы стремление построить в Омске храм оборачивается чуть ли не мордобитием.

Да и почему только в Омске?! Такая тенденция прослеживается по всей России.

Многие еще помнят храмовый скандал в Екатеринбурге, где уральцы через акции протеста, а позднее (когда на ситуацию отреагировал сам президент, сказав, что «храм должен объединять, а не разъединять людей») — через голосование, отстояли сквер, на месте которого хотели разместить новый храм.

«Объединять, а не разъединять»… Увы, пока омичи объединяются только против храмов, да и то без особого успеха.

Так очередной волной недовольства встретили горожане в прошлом году новость о том, что новый храм будет построен в Сквере Молодоженов в Нефтяниках.

Сообщение о том, что для этого епархия срубит 30 деревьев наделало столько шума в сети, что невольно можно было проникнуться чувством гордости за людей, которые так неравнодушны к жизни зеленых.

«И я задаю вопрос — почему под церковь, если уж она там кому-то так нужна, не отдали участок под парковкой и гаражами? Или выносить гаражи — это проблемно, а деревья — они безголосые и бесправные, их проще срубить? Что же у нас за власть? Что за епархия?» — возмущается неравнодушный омич и блогер Игорь Федоров в своей статье на БК55.

В комментариях полно соглашающихся и сочувствующих.

«А деревья ведь это творения божьи. А кто их уничтожает без особой на то необходимости и есть первый безбожник».

«Не строй семь церквей, роди да пристрой семь детей».

«Снесите незаконные гаражи и, пожалуйста, стройте с облагораживанием и со всеми вытекающими».

«Господа из РПЦ! Если так хочется что-то построить, постройте больницу, например, оснастите ее хорошей аппаратурой, привлеките классных врачей, назовите ее как-то вроде «Православная больница святого (святых) Имярек» и лечите в ней людей. Бесплатно. Сообразно с принципами христианской морали. И пользы будет больше, и вам сторонников добавится».

Какие сознательные, казалось бы, граждане.

Но чувство гордости начинает несколько ослабевать, стоит вспомнить о совсем недавней истории. Вырубке остатков Губернаторского сада, по соседству с рестораном «Гурман», который собрался построить бизнесмен Латария, кстати, самый богатый омич по версии журнала «Бизнес-курс».

Фото: БК55/ А. Катаев

С подачи властей вырубили сад и НИКТО, кроме колумниста БК55  Игоря Коновалова, даже не пискнул. Хотя ценность данных деревьев, как с ботанической, так и с культурной и даже исторической стороны намного выше.

«Губернаторский сад находился за Дворцом Генерал-губернатора и был заложен одновременно с постройкой дворца в 1861 году. Сад был частью дворцового ансамбля. К тому же это один из первых садов Омска. В этой связи он являлся не просто сквером, но и историческим объектом», — пишет Игорь Коновалов, — До революции сад был научным объектом, в котором росли экзотические породы деревьев и велась селекционная работа. В советское время вход в него был платный. До нашего времени дожил только маленький пятачок с несколькими вязами, соснами, лиственницами и другими ценными породами деревьев».

Не поддается сомнению, что памятники истории и культуры тем «нашим» омичам, неистово борющихся с храмами, не нужны?

Мы можем это видеть по уничтожению и отсутствию реконструкции исторических зданий, связанных с пребыванием Достоевского на каторге, тех же палат военного госпиталя или дома коменданта Омской крепости Де Граве (ныне сонное царство называемое «Музей имени Достоевского»), где о реальном присутствии писателя уже ничего не напоминает.

Даже неловко сравнивать отношение тех же французов к памятникам истории и культуры. Например, к сгоревшему Нотр-Даму-де-Пари, ради восстановления которого сейчас срубают тысячу вековых дубов (не каких-то 30 тополей) и собираются пожертвования со всей страны. А вот готовы ли мы сделать тоже самое, чтобы восстановить взорванную большевиками Ильинскую церковь, возведенную некогда нашими благочестивыми предками в честь Ильи Пророка, небесного покровителя города Омска?

Увы, наши «зеленые», похоже, плевать хотели и на историю Омска, и на людей ее создававших…  Не готовы мы, как французы, объединятся вокруг храма, в первую очередь — вокруг храма культуры.

Почему?

Фото: slon.fr

Может в нас не осталось или не было и нет ничего святого?

Не нужны храмы, не нужны культурные объекты. Да и деревья, в общем-то, не особо нужны, раз в одних случаях мы их защищаем, а в других — они становятся нам абсолютно безразличны… Вы хоть раз видели митинг в защиту новогодних елок, которые мы массово срубаем, чтобы создать себе ощущение праздника? Это ли не лицемерие?!

Так если не в чистейшей любви к деревьям, в чем же кроются реальные причины, превращающие людей в храмопротивников?

Во-первых, в недоверии ряда граждан к церкви как к общественному институту.

«Когда человек был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошел в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!». Вторая подбегает: «Не там стоишь!». Третья ворчит: «Не так одет!». Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!». А тут подошла одна женщина и говорит ему: — Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили. Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос: — Что ты, дитя мое, плачешь? Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит: — Господи! Меня в храм не пускают! Обнял его Иисус: — Не плачь, они и меня давно туда не пускают», — делится один из наших читателей притчей в комментариях к одной из записей.

Вторая причина — элементарный эгоизм.

Интересно, как отреагировали бы скверозащитники, если бы на месте 30 деревьев построили бы, к примеру, кофейню, а не храм. Было бы это для них так принципиально?! Отказаться от чашки капучино, возможно, будет труднее, чем строчить воодушевленные комментарии на новостных сайтах в защиту деревьев.

Конечно, те, кто говорит о том, что им удобнее ходить в храм возле дома, тоже руководствуются сугубо собственными интересами:

«Храмов в Омске не хватает. На службах не протолкнуться. Бывает, что людям приходится ездить».

«Мы тоже граждане и имеем право на храм. Мы бы хотели чтобы храмы были поближе к дому».

«Вот именно, любой человек имеет право на вероисповедание! Мне нравится в спортзал ходить, тебе — в кинотеатр (например), а кому-то в церковь. Верующие же не кричат: закройте кинотеатры».

И те, и другие выступают за свои потребности, просто потребности бывают разные. В этом, в общем-то, нет ничего плохого. Важно только не подменять понятия.

Третья причина уже стала мемом — любовь омичей к выражению своего недовольства по любому поводу.

Мы рассуждали, почему люди ведут себя таким образом, преимущественно на просторах Интернета, в одной из своих заметок. И пришли к выводу, что повод поговорить не имеет особого значения, главное — выпустить пар и отвлечься от собственных проблем.

Причем предпринимать конкретные действия желающих не слишком много.

По шуму, поднявшемуся в Интернете вокруг Сквера Молодоженов, можно было бы сделать вывод, что противников храма больше, чем сторонников. Но так ли это? Весной на организованном митинге против строительства собралось всего-то 50 человек. При том, что организаторы (коммунистическая партия) проводили агитацию, рассылая жителям сообщения в мессенджере, и даже ходили по квартирам.

Куда же резко пропали все недовольные, когда дошло до дела? На словах все граждане с «активной позицией», только активности крайне мало, больше позиции, а если быть точнее — позы.

Церковь, кстати, уже практически достроена.

Фото: БК55

Гуляющие в сквере жители Нефтяников высказываются, в основном, положительно.

«Красивое будет здание. Мы через дорогу живем, по утрам колокола будет слышно. Благодать».

«Нормально, нам это не мешает».

«Ничего особо не изменилось пока. Как храм начнет действовать, тогда и посмотрим. Лишь бы в сквере можно было так же время проводить, с детьми гулять, спортом заниматься».

В интернете ситуацию давно забыли, найдя себе более свежую тему для обсуждения.

А защита деревьев, храмов, объектов культуры по-прежнему остается прерогативой общественников. Ну, как всегда, пока темы для разговоров не исчерпаются. 

Ева Сорокоумова