БК55 продолжает разговор, начатый в публикации «Как устранить недоработки Жилищного Кодекса по капремонту частного жилфонда».
Ежегодные неизбежные инфляционные потери.
Отметим существенные расхождения размера официальной инфляции и реальной. Накопленные за несколько лет средства капитального ремонта существенно обесцениваются. Продемонстрируем наше утверждение несложными расчётами. Инфляция за 2021 год официально указана в 8,5%. Реальная, по утверждению руководителей депутатских фракций в Государственной думе, в разы больше. Для удобства понимания схемы расчётов примем её за 10%.
Обозначим:
k — средний коэффициент реальной инфляции за период сбора средств на капитальный ремонт;
n — период сбора;
Z — сумма годового сбора в доме;
Р — инфляционные потери платёжной (полезной) способности;
N — платёжная (полезная) сумма сбора за годовой период с учётом инфляции.
Примем: k = 10% (0,1). n = 5 лет. Z = 1 000 000 рублей. Рассчитаем Р и N за каждый год сбора средств.
Первый год:
Р1 = Z х k;
Р1 = 1 000 000 руб. х 0,1 = 100 000 руб.
N1 = Z — Р1;
N1 = 1 000 000 руб. — 100 000 руб. = 900 000 руб.
Второй год:
Р2 = (Z + N1) х k;
Р2 = (1 000 000 руб. + 900 000 руб.) х 0,1 = 190 000 руб.
N2 = (Z + N1) — Р2;
N2 = 1 900 000 руб. — 190 000 руб. = 1 710 000 руб.
Третий год:
Р3 = (Z + N2) х k;
Р3 = (1 000 000 руб. + 1 710 000 руб.) х 0,1 = 271 000 руб.
N3 = (Z + N2) — Р3; N3 = 2 710 000 руб. — 271 000 руб. = 2 439 000 руб.
По этой же схеме можно рассчитать параметры Р и N для четвёртого и пятого года.
Представим результаты этих расчётов:
Четвёртый год:
Р4 = 343 900 руб.;
N4 = 3 095 100 руб.
Пятый год: Р5 = 409 510 руб.;
N5 = 3 685 590 руб.
Расчёты показывают, что за пять лет инфляционные потери, сумма пяти лет (Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5), составили 1 314 410 руб., что составляет 26,3% от ожидаемой суммы сбора, а накопленная сумма вместо 5 000 000 руб. составила 3 685 590 руб. И это для суммы сбора в 1 000 000 рублей в год. Если же сумма сбора больше, то и размер потерь возрастает.
Так при годовом сборе в 2 000 000 рублей инфляционные потери за пять лет сборов составят 2 738 800 рублей.
Можно продолжить расчёты до 10 лет, но анализ показывает, что потери платёжной способности рубля за следующие пять лет будут значительно больше. Таким образом, за 10 лет сбора средств инфляция уничтожит более четырёх первых лет сбора.
Частично эта проблема решается тем, что капитальный ремонт проводится не весь разом, а поэтапно. По рекомендациям оценочной комиссии, о необходимости которых говорилось выше, накопленные за определённый срок деньги пошли на ремонт крыши. Далее собираются средства на замену или ремонт инженерных коммуникаций и т. д. Тем самым инфляционные потери уменьшаются.
Финансовые средства хранятся на специальных счетах банков, которые запускаются в банковский оборот, принося существенную прибыль. Часть дохода возвращается на расчётный счёт капитального ремонта в форме дивидендов, которые не покрывают инфляционные потери. Средства, хранящиеся на счетах капитального ремонта, фактически являются беспроцентными займами банков у собственников дома. Так кому выгоден долгосрочный сбор средств капитального ремонта?
Почему законодатели забыли азы политэкономии? Изучали же, что развитие экономики и благосостояние населения не определяются количеством накопленных денег, а зависят от скорости их оборота. Известный факт, что можно быть нищим при миллионах в кубышке, причем независимо от того, кому она принадлежит — личности или государству. «Мёртвые» деньги в банках — это стагнация в экономике, ведущая в кризис.
Нам предлагают «заморозить» на десятки лет взносы капитального ремонта! Зачем? Для семей с ежемесячном доходе в сотни тысяч рублей тысяча на взнос несущественна. Что делать семьям, находящимся за чертой бедности, где на проживание двух — трёх человек, а то и более, остаётся менее пятнадцати тысяч? Там каждая сотня рублей на учёте. Банки накапливают огромные средства, а покупательная способность населения падает, в экономике перепроизводство нереализованных товаров — кризис. Деньги должны работать, но не тупо накапливаться и обесцениваться. Социальное напряжение катастрофически нарастает.
Вывод:
Длительный период сбора средств на капитальный ремонт в результате инфляции существенно снижает платёжную способность собранной суммы. Потери за период 5 лет составляют примерно 27% от суммы взносов. За более длительный период процент потерь будет существенно выше. Если инфляционные потери за пять лет сбора средств можно принять как неизбежные, то увеличение срока сбора средств показывает его бессмысленность и ложится на собственников издержками, ухудшающими его финансовое и материальное состояния.
Необоснованные и несвоевременные расходы уплаты взноса на капитальный ремонт приводят к снижению уровня социальной защищенности граждан, что является лишенным смысла и не справедливым.
Собственники помещений в многоквартирных домах должны быть освобождены от сбора средств на капитальный ремонт дома, которые не могут быть использованы в текущие сроки, а в период их длительного хранения обесцениваются.
Решение о капремонте принимается собственниками многоквартирного дома, но не нормативными документами сбора взносов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 156 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 156 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях корректировки понятия «Взнос на капитальный ремонт» для обеспечения социальной защиты собственников помещений в многоквартирных домах.
Введенная законодателем накопительная система финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предполагает длительное осуществление накоплений на проведение соответствующего капитального ремонта, что позволяет ввести понятие — накопительный платёж ожидаемой услуги.
В утвержденных региональных программах капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах начало проведения капитального ремонта определить в 25-30 лет.
В статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 8.1 исключить понятие «Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации …» заменив «Размер взноса на капитальный ремонт устанавливается правовым актом субъекта Российской Федерации…» В статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации пункт 8.2. «о повышении размера минимального взноса» теряет смысл.
Законодательство по сбору средств на капитальный ремонт многоквартирного дома необходимо существенно усовершенствовать.
Борсуковский Борис Александрович,
кандидат педагогических наук,
доцент социальной педагогики.