Если «арабская весна» была революцией, то тогда свержение законно избранного президента - контрреволюция? Если президент Мухаммед Мурси был избран демократическим большинством, то арест его офицерами армии - военный путч? Но военные заявляют, что они не выступали первыми, а лишь поддержали требования народа. Поэтому они категорически возражают против определения «путч».
В общем, произошло какое-то смешение жанров. Одними политологическими категориями и терминами, видимо, в данном случае не обойтись. И, возможно, дело здесь в том, что на выборах победила не просто одна из политических партий со своим кандидатом, - победили исламисты. А это уже не только политика - это религия, это культура, это образ жизни. Если в Европе или Америке побеждает на выборах какая-либо политическая партия, то обычный гражданин реагирует на это очень спокойно, даже если он голосовал против неё. Этот гражданин твёрдо знает, что его жизнь будет протекать так же упорядоченно и спокойно, как и ранее, его права будут надёжно защищены при победе любой партии. Здесь же - на Востоке - с приходом к власти ортодоксальных мусульман обычно меняется многое и притом меняется принципиально. Чаще всего такая смена происходит быстро и весьма болезненно для многих граждан. И, что самое главное, такие изменения в управлении государством практически всегда необратимы. Поправить что-либо обычно уже не удаётся.
В Египте исламизация протекала постепенно, однако египтяне на примере других стран, переживших подобные «революции», уже точно знали, к чему это приведёт, чем это закончится. И они восстали, они заявили своё нежелание жить в теократическом государстве, жить по религиозным, а не светским законам. Они не пожелали радикально менять свой образ жизни, свои ценности, не захотели одевать своих дочерей в паранджу. Согласитесь, что это уже не просто политические предпочтения, это борьба за свои права в самом широком смысле. В Египте столкнулись две разные цивилизации.
Не случайно в большинстве стран мира церковь отделена от государства, у них разные сферы господства и способы регуляции. Мы привыкли: Богу - богово, кесарю - кесарево. И это правильно. Ведь когда религия, церковь сращивается с государством, то этот сплав приобретает невероятную и неограниченную силу. Государство становится тоталитарным и вмешивается абсолютно во все сферы жизни человека, а гражданин превращается в бесправную песчинку. Отсюда события в Египте приобретают огромное символическое значение.
Никто не знает, чем это столкновение может закончиться и закончится ли вообще в обозримом будущем. Мы привыкли видеть ислам наступающим, завоёвывающим всё новые территории. И вдруг сразу в двух крупных странах - Турции и Египте - народ поднялся в контрнаступление. Что это?
Александр Минжуренко
Другие материалы автора рубрики «Дипкурсив» читайте в разделе «Колумнистика» (2-я колонка сайта)