Во Врубелевском корпусе главного местного хранилища искусств завершена работа над обновленной экспозицией. Два зала оснащены, как уверяют, современным выставочным оборудованием.
Там выставили 120 произведений живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Их создатели мастера Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Фландрии, Франции, Швейцарии. Врублевцы счиатют, что экспозиция демонстрирует лучшее, что есть в омской коллекции. Это и хорошо знакомые зрителю произведения, и те, которые редко покидают стены запасников.
В первом зале представлены работы старых мастеров. Здесь собраны все жемчужины западноевропейской живописи: памятник Позднего Возрождения — алтарные створки «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия», полотно Алессандро Тиарини (1577–1668) «Послы царя Абгара перед Христом», композиция «Мадонна с младенцем» Симона Вуэ (1590–1649), вариант которой находится в Государственном Эрмитаже, эффектные декоративные натюрморты, выполненные крупнейшими мастерами этого жанра — Мелхиором де Хондекутером (1636–1695) и Яном Вениксом (1640–1719).
Экспозиция довольно полно представляет творчество художников XVIII века, среди которых работы французских живописцев Жана-Батиста Грёза (1725−1805) и Клода Жозефа Верне (1714−1789), а также представителя диаспоры немецких художников в Риме Якоба Филиппа Хаккерта (1737−1807). Второй зал включает произведения XIX столетия.
После долгого перерыва зрители вновь смогут увидеть картины, давно ставшие визитными карточками коллекции − «Нарцисс и Эхо» (1895) английского художника Джозефа Соломона (1860–1927), «Сцена в кабачке» (1896) флорентийского мастера Франческо Винеа (1845−1902), «Горный ручей» (1847) популярного швейцарского пейзажиста Александра Калама (1810–1864), «Аллегория поэзии» и «Аллегория музыки» (обе − 1839) известного французского дамского портретиста Эдуарда Дюбюфа (1819−1883). В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения бельгийского живописца Жана-Батиста Роби (1821−1910). Музей имени М. А. Врубеля, единственный в России, хранит сразу две картины одного из самых популярных европейских художников XIX столетия.
Не обошлось и без открытий. Во время подготовки экспозиции удалось получить интересные сведения, касающиеся провенанса двух омских картин Жана-Батиста Роби. С 2001 года известно, что композиция «Цветы и книга» накануне революции находилась в Каменноостровском дворце в Санкт-Петербурге, принадлежавшем принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской.
В сентябре 2021- го было установлено, что ранее картина была приобретена великой княгиней Еленой Павловной (1807–1873) и долгое время украшала интерьеры Михайловского дворца. Позже вместе с другими произведениями она перешла по наследству дочери − великой княгине Екатерине Михайловне (1827–1894), а уже затем ее внучке — принцессе Е. Г. Саксен-Альтенбургской. Другая картина художника — «Натюрморт с апельсином» (1852) до революции хранилась в коллекции князей Юсуповых в их знаменитом дворце на Мойке.
Фото предоставлено музеем Врубеля