Перекупщики скупают зерно буквально на корню, а потом вывозят его в соседний Казахстан.
Омские фермеры бьют тревогу: всё зерно из приграничных к Казахстану районов Омской области скупается буквально «на корню». А потом «легально», как заверяют чиновники, увозится в Казахстан, что и породило проблему доступного по цене корма для скота и птицы.
Об этом БК55 рассказал один из омских фермеров.
Слом системы
— Как выглядела эффективная схема сотрудничества омских производителей зерна и фермеров?
— Раньше были хлебоприемные пункты (ХПП). Производители зерна завозили туда урожай. На пункте зерно перерабатывалось и очищалось. Чистое зерно уходило дальше, а зерноотходы покупали фермеры, ими же и кормили скотину в хозяйствах.
К примеру, такой ХПП — он и сейчас в нашем районе есть, но туда никто ничего не возит и не сдает. Сейчас просто посредники скупают все зерно, и оно вывозится в Казахстан. В Старом Кировске работают базы — на ул. 1-й Казахстанской, ул. 2-й Казахстанской. Зерно свозится сначала туда. Потом подъезжают КАМАЗы, и все это зерно через Одесское вывозится в Казахстан.
Ситуация в области примерно такая: собрали у нас 2 млн тонн зерна по всему региону. А дальше? Где это зерно? А его нету. Уходит, причем в известном направлении. Оно не перерабатывается здесь, в России, а отправляется за границу.
«Мясо из Челябинска выдают за омское»
— Когда это началось?
— Да это уже длится несколько лет. Но в последнее время ситуация ухудшилась кардинально.
Вот, взять ситуацию по крупному рогатому скоту… Коров в определенном районе Омской области, если осталось голов сто — то это хорошо. А может и того меньше. Это в любом районе… Свиней тоже уже люди перестают выкармливать. По той простой причине, что тонна зерна сейчас стоит 15-17 тыс. рублей. А его еще и купить негде. Если сейчас начать обзванивать фермеров или ХПП — скажут, нет зерна на продажу.
Ту же птицу уже становится невыгодно держать. И вот мы, проживая в Омской области, уже не в силах держать скот. Мясо, которое приходит в Омск — это, в основном, промышленный забой. И его привозят в наш регион из Челябинска. Даже если пообщаться с владельцами мясных лавок, то этот факт подтвердит любой из них… Но продают они его все равно как крестьянское. А вот настоящего, крестьянского, по сути дела, у нас уже здесь и нет.
Коров держать мы не в силах, потому что фермеры засеивают все площади зерновыми. И сена накосить уже негде. То есть там, где раньше косили сено, сейчас растет зерно. А потом его из Омской области везут в Казахстан.
Как нам жить в деревнях? И на это никто не обращает внимания. Зерновозы беспрепятственно уезжают в Казахстан.
Цепочка — длиннее, чем кажется…
— Неужели в Казахстане такой дефицит зерна?
— Да нет там такой проблемы. Зерно идет дальше, на экспорт. У них — граница с Китаем! А Казахстан — как перевалочная база в этой ситуации.
— И поэтому выгоднее перепродавать зерно туда…
— Да. А нам выгоднее, чтобы Правительство Омской области на это обратило внимание. Чтобы снова заработали хлебоприемные пункты.
Вот скоро придет весна. Возьму я цыпленка — того же бройлера. Если проблему решить, то я его на «грануле» подниму месяц-полтора… Дальше переведу на зерноотходы, которые смогу спокойно купить по доступной цене, приехав на хлебоприемный пункт. И потом отправлю на продажу мясо. Но сейчас получается, что после этапа выкорма на «гранулах», я не могу кормить цыплят дальше. Мне просто невыгодно.
Себестоимость одного килограмма мяса этого цыпленка получится слишком высокой.
— Почему же закрылись хлебоприемные пункты в Омской области?
— Возможно, наше правительство, или владельцы этих КПП, не могут предложить хорошую закупочную цену зернопроизводителям. И ему проще сдать зерно перекупщику прямо с поля, буквально из-под комбайна. Вот он его собрал — и тут же загрузили в зерновоз. Отдали в перекупку — и перекупщики уехали.
— В каких конкретно районах наблюдается такая ситуация?
— Почти во всей Омской области. Особенно в южной части региона. Потому что по северу — Тара, Большеречье, Знаменка — меньше посевных площадей. Там больше накоса и лесополосы. Тайга. А южная сторона — это две березы, а все остальное — поле. Страдают Русская Поляна, Азово, Калачинск, Шербакуль, Полтавка, Исилькуль, Марьяновка. Вот эта вся сторона страдает.
У нас надежда на то, что региональное правительство обратит внимание на эту проблему: зерно вывозится. Достучаться хотим!
В редакции «БК55» есть контакты фермерских хозяйств, столкнувшихся с данной проблемой.