Корреспондент БК55 побывала на заседании совета глав муниципальных образований и почувствовала, что присутствует на школьном «разборе полетов», где учитель воспитывает свой класс из 32-х нерадивых учеников.


Для встречи с районными главами Виктор Назаров сменил планшетник на бумаги.

Невыспавшиеся главы районов занимали места в партере: заседание было назначено на десять утра. Рань несусветная: некоторым пришлось встать с восходом солнца, чтобы к назначенному сроку явиться пред губернаторскими очами.

Перед началом заседания руководители муниципальных образований шутили и шалили как дети: самолетики из протоколов не делали, но анекдоты про Вовочку травили.

– Такой-то помните? Про урок полового воспитания, – развлекал коллег глава Называевского района Николай Стапцов. – Учительница – классу: «Дети, мы начинаем изучать интересный и важный предмет, поскольку очень скоро в нашем классе мальчики заинтересуются девочками, а девочки мальчиками...» Вовочка: «Марьванна, а можно те, кто уже занимался сексом, пойдут играть в футбол?»

Собравшиеся в кружок главы хихикали: похоже, и они с удовольствием пошли бы играть в футбол, потому что тоже уже имеют большой жизненный опыт. Губернатор Назаров надел очки и озвучил повестку дня, из которой выходило: глав будут ругать, а если время останется, то за что-нибудь похвалят, но почетные грамоты пока никому не светят.

– Хотелось бы начать с предстоящего отопительного сезона, поскольку зима не за горами, – сказал губернатор и вытер лоб: как-никак на дворе стояла 30-градусная жара. – Сбой тут недопустим, хотя угроза его в некоторых районах есть. Причина – долги по кредитам. Зуйков, пожалуйста! – вызвал Назаров «к доске» основного «отстающего», главу Тарского района Сергея Зуйкова, с которого недавно по­обещал снять голову за общую «неуспеваемость» и долги по просроченному товарно-сырьевому кредиту «Газпром нефти». – Только не рапортуйте, что у вас все нормально!

– Мы рассчитаемся, Виктор Иваныч! До конца июля отдадим 15… нет, 16 миллионов, – пообещал взволнованный Зуйков.

– Хотелось бы узнать, как именно, – перебил его губернатор.

– Район пытается перейти на альтернативные источники тепла. Запущен новый котел, работающий на щепе. Есть, правда, проблемы с поставщиками щепы...

– В Таре проблемы со щепой? Что, надо ее из города возить? – посуровел губернатор. – Вы же сами просили установить этот котел, а теперь что?

– Думаю, на месте все будем делать, – окончательно смешался Зуйков. «Пятерку» от губернатора на этот раз он явно не заслужил.

Недоволен Назаров остался и качеством угля, поставляемого для районных котельных.

– Не понимаю, почему вы не расторгаете договоры с недобросовестными поставщиками! – ругался губернатор. – Или вам все равно, чем топиться? При оптимальной калорийности угля в 4900-5100 ккал/кг сегодня у вашего завоза она 3600. Это значит, что потребность будет в два раза больше. Предупреждаю: если не сможете обеспечить завоз качественного топлива, будете доплачивать из своего кармана, а не так – «вы мне дайте, а я вам фиг отдам». Теперь уголь будет проходить контроль качества в специальной комиссии, созданной при министерстве ЖКХ. Не получится брать деньги из бюджета области и наращивать задолженности. Мы деньги сами у банков занимаем.

Что и говорить, низкокалорийные продукты нужны тем, кто объемен и увесист, а бюджету лишний вес и так не грозит.

– У меня такое ощущение, что главы либо заинтересованы в поставках некачественного угля, либо им просто все равно, что происходит в районе. Почему заключаются все новые и новые договоры с непонятными ИП? Я вас предупреждаю, что все выявленные факты коррупции будут переданы в правоохранительные органы. Мало вам, что ли, уроков? И в долгах тоже одни и те же, одни и те же! – все сильнее распалялся губернатор, бросая гневные взгляды на глав Нововаршавского, Таврического, Черлакского и Омского районов: на долю их муниципалитетов приходится больше половины всех долгов перед энергетиками. – Ну не тяните вы район вниз! Не хотите учиться, не можете хозяйствовать – уходите, – поставил точку губернатор.

Точно такие же слова слышат обычно отстающие ученики на классном собрании, и дорога им потом – на три буквы. То есть в ПТУ.

По «школьной» же аналогии Виктор Назаров велел закрыть все задолженности аккурат к первому сентября и в тот же день явиться к нему с докладом.

Объявив выговор «двоечникам», губернатор подсказал всем остальным, как улучшить «успеваемость», которая никогда не бывает идеальной:

– Сложилась практика: приходит ко мне руководитель муниципального района с письмами, мол, надо построить то-то и то-то, причем в этом году. Хватит этих метаний. Нужно не затыкание дыр, а планирование. До конца текущего года каждый район должен разработать свою стратегию развития как минимум на десять лет – и она должна вписываться в стратегию развития Омской области.
Тут с одной бы стратегией разобраться, а теперь их будет еще 32…

Ближе к концу заседания на жизнь губернатору пожаловался глава Калачинского района Вадим Цыганков:
– С глав сельских поселений спрашивают за все: и за дорожные знаки, и за разметку, и за ремонт дорог, и за коммуналку… На сельском поселении лежит очень много вопросов, а денег у них просто нет. У района средств, достаточных на помощь каждому, тоже нет. И сегодня самое страшное то, что надзорные органы приходят сразу со штрафом, без возможности что-то исправить. Размер его для сельского поселения – от 150 тысяч. Заплатил один штраф – и нет денег на зарплату. У нас вот улица, на ней 50 домов. В советское время лампочка была у ворот каждого, сегодня ее оставляют только там, где живет доярка, которой на рассвете нужно выходить на дойку. Проблема уже дошла до того, что даже за одну эту лампочку заплатить – и то денег нет...

– Нет средств – изыщите, это и есть задача ваша, – закрыл тему доярок и лампочек губернатор.

После заседания я спросила у Цыганкова, как он отнесся к совету губернатора.

– О чем? О том, что нам надо найти денег? Станислав Георгиевич! – окликнул Цыганков министра Гребенщикова, торопившегося укрыться в своем кабинете. – Где мы должны найти денег?

– Да где их найдешь, если их еще никто не потерял!? – расхохотался министр и поспешил дальше.

Елена Ярмизина
Фото: Ирина Губарева