Власти любопытно сформулировали мнение о нерациональности старого проекта.
Активизировавшееся обсуждение перспектив использования объектов омского метрополитена под трамвай окончательно увело в тень проект другого вида городского электрического транспорта — городской электрички.
Перед Новым годом президент Владимир Путин поручил правительству до 30 марта 2022 года рассмотреть вопросы об использовании железнодорожной инфраструктуры для городских перевозок.
«Правительству РФ: рассмотреть на заседании правительственной комиссии по транспорту вопросы об использовании железнодорожной инфраструктуры для развития городского железнодорожного транспорта и об обеспечении его взаимосвязанности с пригородным железнодорожным сообщением, определив источники финансирования необходимых мероприятий, и представить соответствующие предложения», — говорится в перечне.
Омска поручение вряд ли коснется, несмотря на то, что проекту городской электрички десяток лет.
Девять лет назад на автомотрисе тогдашние губернатор и мэр прокатились по предполагаемому маршруту, чем воодушевили омичей, не избалованных хорошими внутригородскими коммуникациями. Остановки планировались на Старой Московке, 3-ей Железнодорожной, улице Лизы Чайкиной, на 3-ем разъезде, улице 10 лет Октября, в поселке Первого кирпичного завода, на 21-й Амурской, улице Стрельникова и станции «Комбинатская». Тогда даже запланировали стоимость поездки — ее хотели приравнять к тарифам в городском пассажирском транспорте.
Самые затратные составляющие для введения нового городского транспорта давно существуют: собственно рельсовый пусть, который сейчас используется для подвоза грузов к промышленным предприятиям и для нужд железной дороги, а также подвижной состав. К позже построенным платформам надо только установить светофоры и подвести к станциям городской транспорт для пересадки пассажиров. Однако на том все и остановилось.
В 2018 году представитель дочерней ОАО «РЖД» компании «Омскпригород» сообщал, что проект не забросили: «Проводится маркетинговое исследование населения, работников предприятий по маршруту, изучается спрос. Оборудованы 10 посадочных платформ».
Но реально проект заморожен. В пресс-службе омского отделения Западно-сибирской железной дороги БК55 сообщили, что продвижения по проекту нет, проблема — в том, что не построены подходы к платформам и не предвидится субсидирования таких перевозок из бюджета.
Единственное, что сделано — это посадочные платформы на линии предполагаемого маршрута — Московка — Комбинатская.
В прошлом году при обсуждении нового генплана Омска разработчики оценивали проект, однако в документ тему городской электрички, которая предлагалась в 2013 году, не включили.
Проекты «городской электрички» уже реализованы в 12 городах (Москва, Калининград, Нижний Новгород, Красноярск, Тюмень, Казань, Уфа, Волгоград, Ростов-на-дону, Воронеж, Тамбов, Владивосток). Энтузиасты проекта настаивали, что для запуска городской электрички у нас есть готовая инфраструктура железной дороги, нужно оборудовать лишь пересадочные узлы. В перспективе можно продлить электричку до Солнечного на Левобережье, которая будет проходить через станцию Карбышево-I и мкр. Рябиновка, а также до мкр. Береговой, инфраструктура для этого есть, говорили в ходе обсуждения. Более того, по предполагаемому маршруту через Омь даже построен мост.
Однако идею отвергли. В проекте генерального плана рассматривались все возможные виды общественного транспорта и оценивались по техническим и экономическим параметрам. Для дальнейшего развития принята трамвайная сеть, сообщили разработчики.
Источник в мэрии пояснил, что «по результатам моделирования вариантов общественного транспорта сделан вывод, что городская электричка не обладает устойчивым пассажиропотоком по причине отдаленности мест остановки от городской застройки и высокой продолжительности поездки».
Любопытно, однако, что в Москве, где реализован, возможно, самый удачный в стране проект городской электрички, ее маршрут также преимущественно проходит далеко от жилых районов и целиком его также быстро не проехать.