Кто как, а я на этой неделе начала чтение газет с «Вашего ОРЕОЛА» (потому что он лежал сверху), а в нем – с колонки про ОДН. Злосчастное «общедомовое водоснабжение и водоотведение» стало причиной судебных разбирательств, которые выиграло общество защиты прав потребителей. Теперь осталась «мелочь» - вернуть деньги, которые граждане уже отдали загребущим монополистам. Александр Лихачев в своей колонке как раз и объясняет, как это сделать в условиях, когда ни власть, ни «водопроводчики» этого не хотят, да еще и хитрые ходы придумывают. Правда, на вопрос нашей семьи газета не ответила. Мы-то как раз ОДН не платили, и теперь нам в счетах выставляют долги, хотя уже известно, что начисления были незаконными. Придется, наверное, опять письма писать в прокуратуру.
А на РЭК кто-то уже пожаловался за то, что играла «на стороне» поставщиков услуг. Как сообщает «Бизнес-курс», прокуратура возбудила уголовное дело по фактам завышения тарифов на тепло. ТГК-11 включила в стоимость отопления экономически необоснованную аренду газовых трубопроводов, а РЭК, уже по своей инициативе, добавила и стоимость транспортировки газа. Вот интересно, дело расследуют, может, даже тарифы отменят, а деньги-то вернут или надо будет в суд идти?
Кстати, этот номер журнала – практически юбилейный, с фотографиями, тегами, обложками «Бизнес-курса» за десять лет, интервью Сергея Сусликова и отзывами VIP-читателей. Андрей Стрелец, например, тонко обозначил функцию издания как «санитарно-развлекательную». Может, обидеть хотел?
Решением проблемы ОДН по воде, как пишет «Красный путь», занялись и депутаты Законодательного Собрания, которые сформировали специальную рабочую группу с участием мэрии, РЭК, правительства. По словам ее члена Андрея Алехина, решение Верховного суда, отменившего омские нормативы, до сих пор не получено. РЭК же предлагает вернуть аж советские нормативы, которые, если пересчитывать, еще больше «рэковских». По ним омичи, не установившие счетчики, окажутся еще и должны – аж 85 миллионов рублей. Первое заседание группы родило у депутата подозрения, «что на первом месте стоят интересы «ОмскВодоканала». Долго что-то он догадывается. По-моему, это уже всему городу очевидно.
Мирные потребители, о которых пишет «Омская правда», оказались в заложниках у «домофонной» компании. Несколько лет после установки в подъезде двери с домофоном автор пытался добиться от «Модус-сервиса» починки «трубки». Менял ее, деньги за ремонт платил, приостановил действие договора, а когда окончательно разочаровался в сервисе, решил его расторгнуть. Тут-то и выяснилось, что отключение неработающей (!) системы связи - услуга платная, а разорвать эти отношения можно, только… продав квартиру. Пока жилец обратился только в «Роспотребнадзор» и в союз потребителей – еще надеется мирно договориться с навязчивым некачественным «сервисом».
Подозреваю, многие читатели могут рассказать свою печальную повесть про неработающие трубки, пропадающие доводчики, заклинивающие двери и не приходящих специалистов… В общем, не забывайте: если за ваши деньги вас не обслуживают, на помощь придут «Черный плащ» Роспотребнадзор, жилинспекция, УФАС, защитники потребителей и прокуратура.
Есть, в конце концов, и губернатор, который на минувшей неделе озаботился проблемами коммунального хозяйства. Как сообщают «Коммерческие вести», (кстати, что там с растром на фотографиях первой полосы?) правительство области рассмотрело отчеты по программам «Чистая вода» и «Жилище». Меня заворожила фраза в центре полосы, за которую сразу же «зацепился глаз»:
«Тем не менее за 2012 год имеется и отрицательная динамика по целому ряду целевых индикаторов программы».
Восхитившись ее отточенностью, я не сразу нашла вынесенное в заголовок предложение делать главам районных администраций «чики-чики». Подозреваю, что речь идет об отключении чего-нибудь. Эх, как у них все просто: раз – и «чики-чики».
Герои саги «Подключиться легко. Отключиться – мученье» в «Вечернем Омске» попали в крепкие объятия «Ростелекома», про который сами говорят: «Монополисты, а интернет у них фиговый». Расторжение договора с практически пионером цифровых технологий возможно только древним способом – с очередью, бумагами и духотой, зато без лавочек и туалета. Письмо абонентов позвало журналиста в дорогу - по коммуникационным компаниям, где он обнаружил вечное «вход бесплатный – выход рупь». Воспоминаниями о несоответствии ожиданий и получаемых услуг, о платном расторжении договоров и требованиях неустойки за «нажатие кнопки ОТКЛ» с газетой поделились клиенты «Омских кабельных сетей» и «Дом.ру». Чтобы хоть как-то избавиться от качественных услуг, люди платят – и переходят в другие компании, которые тоже умеют составлять контракты с потребителем. Как резюмирует автор, «связисты, понимая, что особого выбора у горожан нет, навязывают буквально кабальные условия договоров».
Единицы упираются и пытаются оспорить узаконенное вымогательство в суде, большинство же предпочитает не терять время. Перед таким же выбором оказываются водители, угробившие машины в дорожных ямах и колдобинах. На фото в «Четверге» автомобилист замеряет глубину ямы. Приходится, ибо в суд нужно идти, зная не только то, кому принадлежит дорога, но и ее «потребительские свойства». Россия – единственная страна, в которой дорожные ямы узаконены, а ГОСТ регламентирует допустимый размер выбоин и просадок. Не позавидуешь тому, кто решил отстаивать свои права человека и автовладельца.
«Комсомольская правда», вышедшая в среду, посвятила этому целую полосу. Обычно «ямные» аварии начинаются одинаково: «Я спокойно ехал…», а заканчиваются – в зависимости от выбора водителя. Один махнет рукой и поедет в ремонт, другой же вызовет ГИБДД и пойдет в суд. Никому этого не желаю, но советую на всякий случай вырезать из газеты инструкцию «Как правильно действовать, если вы попали в ДТП из-за плохого состояния магистрали» и хранить ее с водительскими правами. Но и в ней говорится: запаситесь терпением.
С другой стороны, какое все это имеет значение перед вечностью? Задумчивый репортаж Ирины Краевской в «Омской трибуне» называется «Малая родина». На родине, сжавшейся до сельского погоста, раз в год встречаются бывшие жители бывшей деревни Лыжино. Деревни уже нет, а их с каждым годом становится все меньше. Уже и вандалы добрались до затерянного кладбища, украли оградку с могилы героя русско-японской войны, матроса крейсера «Варяг» Федора Михайлова. Вроде бы, государство должно ее охранять, да что-то не спешит. Чтоб совсем не забылась деревня, лыжинцы хотят поставить ей памятник. Точку на карте, которая не должна стереться.
Точка. Ставится в конце предложения. А может быть точкой опоры. Опереться на кого-то – это необходимо каждому. Но для этого кто-то должен стать опорой.
Татьяна Ильина