«Власть с помощью политтехнологов создает собственную модель гражданского общества, где все общественные институты ненастоящие, поддельные: журналы, газеты, общественные организации, движения, политические партии. Для России такое развращение мозгов и, как следствие, отсутствие идеалов, особенно у молодежи, губительно».
– 10 лет – это срок?
– По нынешним временам да. Можно считать год за десять.
– Вы имеете в виду новые тенденции? Развитие интернета и, как следствие, деградацию печатных СМИ?
– «Бизнес-курс» с интернетом нормально уживается. Есть проблемы куда более серьезные – деградация журналистики. У нас в России и в Омске в частности скоро заметки писать некому будет. Власть скупает и развращает талантливую молодежь, которая, по сути, не успевает дойти до газет или журналов. Их перехватывают ткачуки и старовойтовы. «Бизнесмены», создавшие целую отрасль в российской экономике, паразитирующую на бюджетных или околобюджетных деньгах. Только в Омске Полежаев на свои пропагандистские задачи потратил от 8 до 10 миллиардов рублей. Годовой бюджет миллионного города! В масштабах России это десятки и сотни миллиардов долларов.
– Но ведь Полежаев тратил деньги на издание собственных газет и журналов. В других регионах этого нет. В Новосибирске, например, власть практически не имеет собственных СМИ.
– А зачем их иметь? Есть масса частных компаний, осваивающих миллиарды. Вы придумали проект, какую-нибудь «Домашнюю газету», какую-нибудь «Белку и Стрелку» или липовую общественную организацию, это одобрили в Кремле или в областном правительстве. Под этот проект выделяются деньги и нанимаются высокооплачиваемые рабы. Зарплата политтехнологов в каком-нибудь дохлом Омске сегодня может в разы превышать доходы выдающихся столичных журналистов, работающих на читателя. Сейчас, когда возвращены выборы губернаторов, ситуация будет усугубляться. Власть с помощью политтехнологов создает собственную модель гражданского общества, где все общественные институты ненастоящие, поддельные: журналы, газеты, общественные организации, движения, политические партии. Это хорошо для решения частных задач – посадить своего мэра, губернатора, депутатов. Но для России развращение мозгов и, как следствие, отсутствие идеалов, особенно у молодежи, губительно. Мы, Россия, заплатим за это дорогую цену.
– Хватит, Сергей Сергеевич, о грустном. Как вы отметили юбилей?
– В ресторане Base в понедельник 17 июня с 13 до 17 часов. Это был праздничный обед для тех, кто делает «Бизнес-курс»: журналистов, корректоров, дизайнеров, обозревателей. Обошлись без «свадебных генералов».
– Обед обедом, ну а итоги подводились? Что удалось сделать за десять лет?
– Нас читают. У «Бизнес-курса» серьезная аудитория, мы влиятельны. Потому что мы – настоящие! И это не давало и не дает покоя чиновникам, и полежаевским, и назаровским. Но бог с ними!
– Банальный вопрос. Главный секрет успеха «Бизнес-курса»?
– Помните, как Полежаев наводнил все присутственные места Омска «нотабенами», «деловыми средами», «новыми обозрениями», выходившими стотысячными тиражами. Он установил для своих журналистов московские зарплаты, покупал на деньги и должности наших авторов. Не помогло. И я вам объясню почему:
1. У нас, и в том числе у меня, не было и нет политических, экономических, личных или иных интересов. Мы не имеем тайн от омичей. Никаких!
2. Мы никого не обслуживали ни за какие деньги. Отказались от джинсы в любом ее виде, пережив угрозы рекламодателей: «Тогда мы уйдем к конкурентам!»
3. У нас нет задачи кого-то «мочить», мы никому не мстим. У каждого нашего «пациента» есть право на ответ.
4. Мы старались и стараемся предоставлять читателю все точки зрения. Давать слово и противникам «колеса», и его сторонникам. При этом мы жестко отстаиваем собственную редакционную позицию, когда она у нас есть. Так было с Синяком, когда у него отбирали стадо в две тысячи голов. Или Медведевым, который строил жилой дом рядом с судейским.
5. Мы считаем невозможным любое сотрудничество с властью, поскольку наша задача, тут я процитирую западную журналистку, погибшую в одной из горячих точек: «Журналисты должны напоминать власти о долге, а обществу об идеалах».
Мы доказали, что сила не в полежаевских миллиардах – не в деньгах и не во власти, а в правде.
– Каким вы видите дальнейшее развитие журнала?
– Журнал развивается, когда на его страницах появляются новые таланты со своим видением мира. Мы их ищем, несмотря ни на что. Уже в этом году мы запускаем проект БК54 в Новосибирске, возможно, будет и печатная версия.
– «БК» часто упрекают в любви к скандалам и «желтым» темам. Что вы можете ответить на эти обвинения и как охарактеризуете информационную политику издания?
– Об информационной политике я уже сказал. Мы не имеем права чего-то не увидеть, не рассмотреть или не заметить. А тем более промолчать, когда, к примеру, губернатор говорит о лишнем «газпромовском рубле», которым «Газпром» оплачивает социальные программы в Омске. «Желтая» пресса может себе позволить этот рубль сначала придумать, а потом раздуть скандал. У нас все наоборот: мы губернатора просто процитировали, а скандал сам возник. Тут вопрос в другом: наши чиновники не привыкли отвечать ни за слова, ни за поступки. Или вот вчера на сайте прочитал заметку из правительства, где Назаров обещает «снять голову» главе Тарского района Зуйкову за долги перед «Газпром нефтью». Позорище! Всем ведь и так ясно, кто «нанял» Назарова поработать губернатором Омской области. И последнее. О желтом «Бизнес-курсе». Как профессионал заявляю: у нас в Омске, как и в России, по-настоящему «желтых» газет нет. Такие издания требуют особого профессионализма и большого труда.
Ярослава Данилова