Отец народов смотрит, слегка прищурившись, но гордо, и у него есть для этого основания: он уже много лет не получал бронзовых бюстов в подарок. Этот, новенький, был открыт с большой помпой. И не где-нибудь в затерянном поселке, а на площади Якутска - холодной алмазной столицы России. Можно говорить о широкомасштабном возвращении. В киосках в здании Госдумы можно приобрести статуэтки диктатора стоимостью от 6 до 30 тыс. рублей. Бюсты, «иконки», плакаты, книги, фильмы: в течение двух месяцев между 60-й годовщиной его смерти 5 марта и празднованием Дня Победы над фашизмом 9 мая Сталин совершил триумфальное возвращение в жизнь россиян. Человек, который считался символом зла ХХ века, реабилитирован в политике и культуре.
В Челябинске, на Урале, ходят автобусы с портретами Сталина, в Волгограде - бывшем Сталинграде - каждый год возобновляется кампания по возвращению городу прежнего имени. Телеканал НТВ показал 6-серийный сериал под названием «Сталин с нами», в котором предложена самая классическая версия иконографии «гения всех времен»: великий читатель, тонкий интеллектуал, исключительный государственный деятель и кормчий, приведший Россию «от тяпки к атомной бомбе».
О том, что Россия, как говорится в старой шутке, - страна с непредсказуемым прошлым, свидетельствуют результаты опросов общественного мнения. Не так давно «Левада-Центр» подтвердил, что Сталин вместе с Брежневым лидируют в классификации самых великих персонажей в российской истории. Лев Гудков, директор Аналитического центра Юрия Левады, не сомневается, что результат связан с путинской пропагандой. Путин отверг критику своей внутренней политики либералами: «Я не считаю, что здесь есть какие-то признаки сталинизма. Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и с лагерями. Ничего подобного в России нет, и, надеюсь, уже никогда не будет. Общество просто у нас другое и никогда этого не допустит».
Однако, по результатам расследования, проведенного группой журналистов сайта «Ура.ру», возвращение Сталина в русский менталитет не может быть связано лишь с ностальгией по порядку после десятилетий постсоветского хаоса. Некоторые источники в Кремле утверждают, что волна художественных и документальных фильмов, а также книг является конкретным проектом путинских идеологов, ответом «людям с iPhone», принимавшим участие в прошлогодних протестах. Но, как полагает Лев Гудков, Сталин не может быть бесконечным политическим активом: среди молодежи каждый третий не знает, кто такой Сталин, а 59% считают дискуссии о нем «абсолютно неважными».
Анна Зафесова