Певца на омской выставке благословил протоиерей Михаил Рязанцев, правая рука патриарха.
Заказываешь записку на православной выставке «Сильвестр Омский — свет земли Сибирской», и вдруг звучит замечательная композиция «Нежность» из фильма «Три тополя на Плющихе» или «Ноктюрн», запомнившийся многим в исполнении Муслима Магомаева.
Давид Астафьев поет «Ноктюрн» так прочувствованно, что слушатели начинают плакать. На днях он снял клип на эту песню, посвятив его своей маме (видео — ЗДЕСЬ). БК55 поинтересовался у вокалиста, как получилось, что поет среди батюшек и монахинь?
Оказывается, однажды Давида благословил протоиерей Михаил Рязанцев, правая рука патриарха Кирилла. Подробности — в интервью БК55.
— Давид, расскажите, откуда вы и как вообще запели?
— Родом я из Саратовской области, город Балаково, так что все свое детство прожил на Волге. С шести лет меня воспитывала бабушка (мама моей мамы) Лидия Андреевна Астафьева, потому что мамы не стало (была убита в лихие девяностые), отец стал болеть и скончался в 2002-м.
В начале 1990-х бабушка была единственной кормилицей в семье, так что детство было несладким. Несмотря на это, лет с 12 я постоянно пел.
Мама Давида Нина Астафьева
— Что вы пели?
— По телевизору начали показывать бразильский сериал «Земля любви, земля надежды». Там в каждой серии звучали неаполитанские песни: «O sole mio», «Cuitelinho», «Onde Esta O Meu Amor?» — их было много…
Потом появились диски популярного трио оперных певцов Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти. Я все композиции легко запоминал — слова, музыку и горланил, в том числе на прогулках с друзьями. Честно скажу, им это не всегда нравилось — особенно если я использовал в качестве микрофона огромные трубы.
— А откуда взялись эти трубы?
— 50-метровые трубы были разбросаны на берегу Волги — диаметр такой, что человек мог пролезть. Они многократно увеличивали звук, чем я был очень доволен. Ну и, конечно, я постоянно выступал в местном Дворце культуры на сборных концертах.
— С такими способностями прямая дорога, наверное, была в музыкальное училище…
— Бабушка так не думала. Она меня любила, но нрава была сурового, главное — дисциплина. И настояла, чтобы я после 8 класса поступал в Суворовское училище в Ульяновске, отвезла меня туда. Я сдал все экзамены, оставался коллоквиум (с общими вопросами на эрудицию).
Проходной балл я набрал, но генерал-майор оказался человеком прозорливым (понял, видимо, что военные науки — не мое) и уточнил: «Вы хотите поступать?». Я честно признался: «Нет». Нет так нет — меня отправили домой.
После этого я отучился в 9 классе и поступил в педагогический колледж на учителя начальных классов и музыки. Одновременно выступал в Доме молодежи и все, кто слышал, как я пою, говорили: «А почему бы тебе не поступить в музыкальное училище на вокалиста?».
Так я и сделал. В результате параллельно окончил оба учебных заведения и рванул в Москву. Там в 2007 году поступил в Московский госуниверситет культуры и искусств на факультет сольного академического пения.
— Для вокалистов очень важно, чтобы повезло с педагогом…
— Мне очень повезло. Обучение у педагога по академическому пению Галины Ивановны Миценко стало самым прекрасным событием в моей творческой жизни. Благодаря ее уникальной методике у меня раскрылся певческий тембр голоса — до нее это никому не удалось. Знаете, многие ведь поют искусственным тембром. А Федор Шаляпин говорил, что надо «научиться петь так, как говоришь» (петь, не думая о произнесении слов).
Именно этому и учила меня Галина Ивановна, педагог от Бога — она гармонизировала мое исполнения и внутренний мир. Только ее наставлениям и вокальным упражнениям я следую по сей день.
— Давид, в Москве вы оказались совсем один — хоть от кого-то вам была помощь?
— Расскажу случай, который произошел со мной после окончания института. Комендант вузовского общежития была довольно жестким человеком и после сдачи экзаменов сказала съехать, пригрозив вызвать полицию. А у меня всего 700 руб., куча вещей накопилась и некуда податься…
Я перетащил вещи в кладовку и поехал с Храм Христа Спасителя — провел там весь день, до закрытия. Приложился к святыням, молил о помощи. Перед закрытием храма подошел к батюшке: «Отец, подскажите адрес какой-нибудь богадельни, где переночевать можно».
Священник предложил подняться наверх, в его кабинет. А кабинет его, как оказалось, рядом с приемной патриарха. Он позвонил по адресам и в итоге забронировал мне гостиницу «Университетская».
Говорит: «Можешь поехать там пожить». Потом открывает сейф и дает мне 15 тыс. руб. — тогда, в 2010-м, это были хорошие деньги. И с юмором спрашивает: «На бутерброды хватит?». Я ответил: «Конечно, хватит!». Поблагодарил батюшку, спросил, как его зовут. Он не ответил — просто благословил: «Иди с Богом».
А потом я в интернете увидел его фото и узнал, что это был ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. Его еще называют правой рукой патриарха Кирилла.
Давид в Петербурге
— Неудивительно, что с таким благословением вы поете на православных выставках…
— Видимо, так. Сменив несколько мест, я переехал в Петербург. А перед этим оставил в соцсетях заявку на работу чтецом или певцом в храме. Прошло три года, об этой заявке давно забыл.
А когда началась пандемия и я потерял все возможности заработка, мне написал представитель Кафедрального собора Оковецкой иконы Божией Матери во Ржеве (соседняя епархия в Тверской области) Роман Бережнов — не хочу ли поработать на православных ярмарках?
Так и получилось, что стал я представителем (на выставках) древнейшего Свято-Успенского Желтикова мужского монастыря в Твери. Начал выступать с сольной программой от монастыря. Благодаря духовной деятельности у меня есть возможность донести до людей свою душу и сердце.
На съемках клипа
— Я видела, как посетители выставки плакали, слушая вас…
— Да, так бывает нередко — особенно если я пою «Ноктюрн» (Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского), «Помолимся за родителей», «Нежность». Для меня очень важно, что мое творчество оказывает умиротворяющее, очищающее действие на человека.
Зрители тепло принимают и благодарят — говорят, что своим исполнением я даю им некое лекарство и отдушину. Часто приглашают посетить их города с концертной программой.
Нынче в июне организаторы православной выставки «Сильвестр Омский — свет земли Сибирской» наградили меня как представителя Желтикова монастыря благодарственным письмом.
— Давид, недавно вы сняли клип на песню «Ноктюрн». Почему эта песня и кто автор клипа?
— И исполнение песни, и клип я посвятил моей маме Нине Астафьевой. Идея съемки пришла в голову у некрополя Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Вдохновили имена композиторов, которые там погребены: Чайковский, Бородин, Глинка, Мусоргский, Рубинштейн…
Вместе с творческой группой, в составе которой звукорежиссер Сергей Лятавский, песню записали в Великом Новгороде, а клип отсняли в павильоне на Васильевском острове в Петербурге.
— Судя по отзывам, клип очень понравился зрителям.
— Высшая награда для меня — человеческая благодарность! Пока я нужен своим слушателям, я буду идти дальше, черпать новые силы из подаренный мне любви. Стараюсь делать каждый свой творческий шаг с Божьей помощью и не ждать что-то взамен. Моя цель — успокоить и душевно согреть человека посредством таланта, что дал мне Господь.
— Спасибо, Давид. Надеюсь, омичи смогут услышать вас и на выставках, и в концертных залах!
Процитирую один из отзывов на ваш клип:
«Нисколько не сомневаюсь в успехе вашего творчества — ваша публика будет слушать вас всегда. От всей души желаю вам развития и душевного вдохновения несмотря ни на какие преграды!».
Мария Мельникова