О ней — ни абзаца в энциклопедиях, ни памятника, ни названной в честь нее улицы.
В этом году УФСБ России по Омской области обнародовало большой массив рассекреченных архивных документов о первых днях Великой Отечественной войны, когда шли самые тяжелые и кровопролитные бои.
БК55 уже писал, что летом издано учебное пособие «Ушли на фронт с берегов Иртыша: воинские части, сформированные в поселке Черемушки города Омска в годы Великой Отечественной войны».
Это результат совместной работы Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ) с УФСБ и местными историками-архивистами.
Военный лагерь Черемушки, август 1942 года
Один из авторов учебника, доктор исторических наук, профессор ОАБИИ Алексей Сушко рассказал БК55 об уникальных фактах, которые в него вошли:
— На основе архивных документов рассказывается о 39-й Омской запасной стрелковой бригаде, которая в 1944 году преобразована в дивизию. В 1943-м за подготовку маршевого пополнения для Красной армии дивизия получила почетное наименование «Омской».
Много лет о ней не вспоминали — ни абзаца в энциклопедиях, ни памятника, ни названной в честь нее улицы. А ведь из нее отправлено на войну более 260 тысяч бойцов. Большая часть из них — омичи, остальные — с Тюмени, Алтая, Новосибирска и омских военных госпиталей (выздоровевшие попадали в дивизию, а потом на фронт).
В пособии приводится докладная записка сотрудника особого отдела о состоянии частей 47-го стрелкового корпуса. В первые дни войны корпус защищал Беларусь, через которую была самая короткая дорога до Москвы.
— Рассказано о роли Бобруйского тракторного военного училища (которое после эвакуации попало в Омск, став Омским автобронетанковым инженерным институтом).
Как следует из документа, именно училище было самой боеспособной частью в составе 47-го стрелкового корпуса, — объясняет Сушко. — Да, корпусу не хватало вооружения, но именно он в июне 1941-го на несколько дней остановил фашистов на реке Березина.
Это было очень важно — замедлить их молниеносное наступление. Такие задержки и сорвали планы гитлеровцев взять Москву. Современные белорусские историки убеждены: битва за их республику помогла выиграть время, чтобы собрать силы на остальной территории СССР и победить врага.
Профессор считает, что бобруйские курсанты совершили свой подвиг раньше, чем подольские, которые осенью 1941 года героически обороняли рубежи на подступах к Москве.
— В июне 1941-го в боях участвовал 821 курсант Бобруйского тракторного военного училища. Данные о том, сколько из них осталось в живых, разнятся. По прикидкам, потери в боях составили около 200 человек (погибшие и пропавшие без вести). Остальные эвакуировались и впоследствии стали офицерами, — говорит Алексей Сушко.
По мнению ученого, бобруйским курсантам повезло с командованием.
— Там командовал генерал Степан Поветкин, который 29 июня сам был тяжело ранен в этих боях и получил орден Ленина (что в начале войны было редкостью). — Советское командование решило, что генерал отлично проявил себя в боях — и боевую задачу выполнил, и бойцов уберег.
Вылечившись, Степан Иванович стал командиром 6-го Сталинского добровольческого стрелкового корпуса сибиряков. В него входила знаменитая 75-я Сталинская добровольческая стрелковая бригада, сформированная в Омске.
Генерал Степан Поветкин
Хотя учебное пособие «Ушли на фронт с берегов Иртыша…» выпущено для курсантов Омского автобронетанкового инженерного института, почитать его могут все желающие.
— В историческом архиве Омской области пособие можно почитать онлайн — ЗДЕСЬ или скачать и распечатать, — сообщил для читателей БК55 профессор Алексей Сушко.
Мария Мельникова
Фото предоставлены Алексеем Сушко