В апреле 2019 года регион приступил к созданию новой отрасли обращения с отходами. Старт, мягко говоря, получился не очень удачным. Регионального оператора восприняли в штыки, плата за мусор поднялась, полигонов нет, сортировки не работают … Впрочем, так было по всей стране.
С того момента прошло больше двух лет, попробуем разобраться, а что по итогу получили омичи? Как сегодня Омская область выглядит в разрезе мусорной реформы на фоне других регионов.
КТО СКОЛЬКО ПЛАТИТ?
Вопрос этот очень важный, так как реформа коснулась каждого и продолжает касаться ежемесячно. Информация собрана из открытых источников, никаких инсайдов, найти ее может любой желающий.
Итак, по столпам реформы: нормативам накопления и плате для населения, Омская область находится в «середнячках».
Регион |
Норматив |
Плата (руб./чел./ мес.) среднегодовая |
|||
куб/. м. |
руб./т |
|
|||
Иркутская обл., ООО «РТ‐НЭО Иркутск» (г. Иркутск и г. Ангарск) |
2,10 |
‐ |
94,12 |
||
Кемеровская обл. (ООО «Экологические технологии») Зона Юг |
2,07 |
‐ |
95,79 |
||
Ставропольский край (ООО «Экострой») (населенные пункты от 10 тыс. чел) |
1,90 |
‐ |
102,80 |
||
Томская область ООО «Транспортные коммунальные системы» (Каргосокский и Парабельский районы) |
2,61 |
‐ |
106,41 |
||
Ханты‐Мансийский АО, АО Югра‐Экология, северная зона (Сургут) |
1,90 |
259,00 |
114,86 |
||
Омская обл. (ООО «Магнит») |
1,46 |
267,47 |
123,31 |
||
Свердловская обл. ООО «Рифей», г. Нижний Тагил |
2,03 |
‐ |
123,71 |
||
Свердловская обл. МУП «Специализированная автобаза» г. Екатеринбург |
2,56 |
‐ |
125,37 |
||
Ханты‐Мансийский АО, АО Югра‐Экология, южная зона (Ханты‐Мансийск) |
2,19 |
198,00 |
132,58 |
||
Мурманская область, АО «Управление отходами» |
1,80 |
‐ |
133,50 |
||
Ставропольский край (ООО «ЖКХ»), г. Есентуки, г. Пятигорск и др. |
2,50 |
‐ |
141,14 |
||
Тюменская обл. (ООО «ТЭО») |
|
276,86 |
157,77 |
||
ЯНАО, ООО «Инновационные технологии» |
2,41 |
301,23 |
158,66 |
За пример взяты регионы, в которых расчет за твердые коммунальные отходы ведется, как и в Омской области, с каждого проживающего. Нормативы и тарифы актуальны на 2021 год. Как видим, есть субъекты Российской Федерации, в которых жители платят за мусор дешевле, чем омичи, но немало регионов, где плата за ТКО выше, чем у нас.
А вот омские нормативы накопления мусора, вокруг которых было много споров, за снижение которых общественники судились — самые низкие. В Томской, Иркутской, Кемеровской областях, согласно замерам, жители «мусорят» намного больше, чем в Омске, но при этом жители платят меньше. Связь между нормативом мусорообразования и снижением платы для населения совсем не очевидна. Снижение норматива не обязательно ведет к снижению тарифа. Как правило, все наоборот — чем выше норматив накопления ТКО, тем плата для населения ниже. Расчет тарифа гораздо сложнее, чем кажется, «цена» зависит от ряда факторов, которые в разных субъектах Федерации отличаются. Это площадь региона, плотность населения, протяженность и качество дорог, наличие вблизи населённых пунктов полигонов, мусоросортировочных станций, заводов и др.
Если брать ситуацию по всей стране, то в абсолютном выражении дешевле всего за ТКО платят в Дагестане, а дороже всего вывоз мусора обходится жителям Московской, Ленинградской, Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга.
В Московской области и Питере, посчитали, что плата за мусор должна рассчитываться исходя из площади жилья. Там население платит 7,94 руб. с квадратного метра. Согласно открытым источникам, на каждого жителя Московской области, в среднем, приходится 33,5 квадратных метра. Таким образом житель квартиры площадью около 33,5 квадратных метров должен платить за вывоз мусора порядка 265 рублей в месяц. Житель частного сектора — примерно 165 рублей, так как ему положена скидка в 30%. В Подмосковье тариф для стандартной квартиры площадью 54 квадратных метра для семьи из трех человек составляет 431 руб. в месяц или 143,7 руб. с человека.
Такой разброс тарифов объяснил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов в своем интервью РБК, он пояснил что, регулирование тарифа во многом вопрос политический. Были случаи, когда в отдельных федеральных округах расценки на мусор административно сдерживали, во избежание социальной напряженности. Однако это не выход, эксперт уверен, что подход к формированию тарифа должен складываться единообразный. Дело в том тарифная арифметика работает по принципу сообщающихся сосудов — все что несправедливо исключили из тарифа в предыдущем периоде, будет обязательно возвращено в последующем.
Таким образом искусственное, административное снижение тарифа возможно лишь в моменте, на короткий промежуток времени, затем неминуемо следует рост. Это омичи ощутили на себе — сегодня мы все расплачиваемся за 2019 год. В мусорный тариф на последующие три года включена часть выручки оператора, незаконно изъятая по предписанию ФАС России. Если бы не решение региональных властей об установлении льготных тарифов, омичам пришлось бы сегодня платить около 200 рублей с человека. В Омске, к счастью, этого, не произошло.
НАКОНЕЦ СОРТИРУЕМ
Попытки запустить в регионе заводскую сортировку отходов предпринимались не один раз, но в реальности мусоросортировочные заводы в Омской области появились и заработали только после реформирования системы на федеральном уровне.
С 2019 года городской мусор проходит обработку на Кировском и Ленинском мусоросортировочных заводах. В полуавтоматическом режиме сортировщики отбирают 12 фракций, которые отправляются в переработку: из них делают пластиковую мебель, ведра, водопроводные трубы и т. д.
Остатки мусора, то, что уже невозможно использовать вторично, прессуются и отправляются на межмуниципальные полигоны. Такой способ позволяет экономить пространство на свалках — плотно спрессованные отходы занимают меньше места. Кроме того, это позволяет избежать выделения токсичных запахов и уменьшает нагрузку на окружающую среду.
Сегодня заводскую сортировку проходит 80% городского мусора. До реформы в Омской области мусор вообще не сортировали, полезные фракции не вовлекались во вторичный оборот, отходы просто сваливали на свалки. Минус заключается в том, что два мусоросортировочных завода мало для такого большого региона как наш. Однако, в Омской области сейчас ведется активная подготовка к строительству трех новых экокластеров. Об этом сообщил пару месяцев назад глава регионального Минприроды.
Комплексы по сортировке ТКО и переработке органики с полигонами появятся в Красной Туле, Таврическом районе и Таре, уже найдены инвесторы для строительства этих объектов. Важно, что в Омской области рассматривают сразу несколько концессионных соглашений, что позволяет выбирать лучшие варианты. Открытие экокластеров даст новые рабочие места сельским жителям, налоговые отчислений в бюджет области, снизят объем отходов, подлежащих захоронению.
На фоне того, как другие субъекты Федерации мечутся в поисках инвесторов, наш регион — отличник, главное, чтобы сроки со строительством не затянули. Ну, а в том, что при минимуме бюджетных средств в Омской области создан положительный инвестиционный климат — заслуга руководства области.
ИЗ СОТЕН ДЕРЕВЕНЬ ВПЕРВЫЕ ВЫВОЗЯТ МУСОР
Мусорный коллапс регион тоже обошел. За все время реформы масштабных сбоев в вывозе отходов не произошло — это факт. Ситуации, наподобие субботников, когда контейнерные площадки в частном секторе завалили ветками и листьями, в Омской области решаются в рабочем порядке.
Коллапс, катаклизм — это то, что происходило в Орле. Там больше месяца не могли справиться с мусорными завалами на контейнерных площадках. В конце апреля мусоровозы выстроились в очередь у мусоросортировочного завода, потому что там отказались принимать машины, груженые смешанными отходами: ветками, ТКО, крупногабаритным мусором, не относящимся к отходам бытовым. Об этой ситуации писали федеральные СМИ, решался вопрос на самом высоком уровне, но пока разбирались, город зарос мусором, и стабилизировать ситуацию удалось только в конце июня.
Что касается техники, то она сменилась за два года полностью. Сегодня не увидишь на улицах старых грузовиков с мусором. Кругом бесшумные современные мусоровозы, и вопрос не только в эстетике. Из новых машин не просыпается мусор, не выливается и не растягивается на полгорода зловонная жижа. Новые машины не гремят по утрам, так, что просыпается даже глухой, кроме того, в одну такую «сканию» войдет объем отходов равный трем-четырем грузовикам, а это значит в тариф будет заложена зарплата одного водителя, а не трех.
Появились повсюду новые контейнерные площадки и контейнеры. Инвентаризация на старте реформы выявила в регионе острую нехватку санитарных площадок и контейнеров. Для решения этого вопроса региональные власти выделили органам местного самоуправления из бюджета субсидии. Также 15 тысяч контейнеров добавил оператор, не включая эти расходы в тариф. Конечно, нужны еще контейнерные площадки и мусоросборники, и регион продолжает работать в этом направлении.
По итогу сегодня санпосты мы имеем в частном секторе каждого административного округа Омска. Да, поначалу каждый житель ИЖС вел войну против «мусорки» у своего дома, но сегодня люди высаживают рядом с контейнерными площадками цветы и просят добавить емкости. Деревни, ранее бойкотировавшие приезд мусоровоза начинают бить тревогу, если в бездорожье машина не смогла забрать отходы. С 1 апреля 2019 года к экологической реформе присоединилось более 700 населенных пунктов, с территории которых ни разу ранее не вывозился мусор.
Постепенно меняется у населения и отношение к мусору, это надо признать. Предприниматели тоже начинают выходить из тени — все больше юрлиц оформляют законные договоры на вывоз отходов и в этом есть большой плюс для всех нас. Это значит, что все меньше мусора оседает в лесах и оврагах, потому что легальный перевозчик никогда не повезет отходы «налево» — расчет он получает за объем вывезенных отходов. Кроме того, все официальные мусоровозы оснащены системой ГЛОНАСС, можно проконтролировать движение спецтехники в режиме онлайн от контейнерной площадки до мусоросортировочного завода и временного полигона.
То есть по прошествии двух лет реформы можно сказать, что итоги весьма результативны. Система работает, федеральные ведомства и эксперты признают, что Омская область в части реформирования отрасли обращения с отходами находится в зеленой зоне. На фоне других субъектов Федерации наш регион выглядит достойно, главное не сбавлять набранный темп и продолжать начатое движение вперед.