До чего договорились?
В Омске состоялось обсуждение дальнейшей судьбы дендросада, расположенного в центре города, вдоль улицы Красный Путь.
Оно проходило в онлайн формате через программу Zoom.
Темой обсуждения был проект, который в прошлом году анонсировало региональное министерство природы — создание природного рекреационного комплекса «Старозагородный». Для этого предлагается отделить от территории областного дендросада имени Гензе часть земель в границах улиц Красный Путь — Березовая (сейчас там находятся два озера — верхнее и нижнее, скульптуры, прогулочные дорожки и заросли растительности). Их планируется перевести в состав природного рекреационного комплекса «Старозагородный». После этого на территории будет возможно масштабное благоустройство и возведение различных объектов. Общественники и экологи встретили эту инициативу с опаской. Они боятся, что после лишения земель статуса особо охраняемой природной территории там начнется строительство элитного жилья или торгово-офисных комплексов.
Участники беседы жаждали договориться, является ли рациональным и экологически безопасным осуществлять постройки на территории природного объекта.
Публичные слушания вел директор департамента общественной безопасности мэрии Омска Евгений Скрипкарев.
Первым выступил замминистр природных ресурсов и экологии Александр Сердюков. Его шеф Илья Лобов в эфире не появился.
Александр Сердюков принялся развенчивать мифы, которые бродят среди экоактивистов и только и годятся на то, чтобы «пиарить» дендросад, о котором некоторые жители, оказывается, даже не знали.
Миф 1. Дендросад — памятник природы.
Сердюков: «Обследование показало, что краснокнижных видов там нет. Все говорили о бабочке и стрекозе. Бабочка махаон в свое время действительно была включена в Красную книгу, но затем ученые пришли к выводу, что она не относится к исчезающим видам, и ее исключили из Красной книги. Что касается древесной растительности, ондатр, уток — с ними ничего не будет, они там останутся».
Миф 2. С территории снимается режим особо охраняемой зоны.
Александр Сердюков развенчал и его. Он привел отрывки из Федерального закона, согласно которым территории, находящиеся под «особой охраной», не могут поменять свой статус.
Миф 3. После изменений будет облегчена процедура отчуждения земель
Александр Сердюков утверждает, что по закону приватизация этих земель невозможна.
Миф 4. Территорию застроят коммерческими объектами
По словам замминистра, это тоже невозможно — на данном участке разрешены только объекты, соответствующие задачам данной территории, обеспечивающие ее жизнеспособность. Задач по извлечению прибыли, уверяет замминистра, у них нет.
Под проект попадает 3% общей площади, как утверждает Сердюков, в основном это бытовые помещения.
При этом готового проекта у министерства нет, но есть «видение» этой территории.
Другие участники беседы не были столь же положительно настроены насчет проекта.
Экоактивист Сергей Костырев: «Мы считаем, что разделение территории на две части уничтожит экосистему. Никаких научных обоснований, комплексного исследования не существует. Мы с апреля требовали провести нормальное комплексное обследование территории».
Другой экоактивист Артем Писаренко отметил, что в дендросаду им была замечена куропатка.
Многие поддержали экоактивистов, но были и участники, которые выступили за «облагораживание» природного объекта. Они хотели бы, чтобы там проходили культурные мероприятия, возможно, Симфопарк.
Обсуждение длилось почти четыре часа. К концу в Zoom остались самые стойкие 63 человека.
К общему знаменателю обсуждающие так и не пришли.