Что делать с машинами на газонах? – озабочена «Вечерка». «Мониторить», - отвечают «ОРЕОЛ» и «Четверг». «Красный путь» и «АиФ» хотят обратно в город-сад, «Омская трибуна» шествует туда вслед за экологами, но обозреватель «БК» им не верит. «Омская правда» заехала в Птичью гавань, а «КВ» и рады бы заехать, да велодорожек нет. Обо всем этом - в нашем традиционном обзоре омской прессы.

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи»

Ай да Пушкин, ай да «наше всё». Коротко и емко выразил мысли далеких потомков, живущих на расстоянии 200 лет от него. Лето началось, в отпуск хочется, а мы сидим в городе. И Пушкинский день прошел, и день охраны окружающей среды…

Пыль, гарь, духота. Выходишь во двор своей многоэтажки, где еще весной разбил клумбу, а там… «автовладельцы паркуются на газонах и детских площадках». Так в прозе описывает проблему «Вечерний Омск», корреспондент которого гулял по городу в компании сотрудника ГИБДД. Инспектор жаловался, что ничего не может сделать с теми, кому удобно ставить машины на тротуарах и клумбах. До 2008 года можно было - тогда в областном законодательстве было предусмотрено наказание за парковку на газонах. А теперь нельзя – нужные статьи из закона убрали. Вот ведь чудо! В других странах в законодательных органах открыто работают, например, табачное, нефтяное или металлургическое лобби. В Омске же тайно действуют мощные лобби любителей парковаться на газонах и вырубать деревья. Это не говоря о борцах за передачу муниципальной собственности в частные руки.

Про таких деятелей и их оппонентов пишет «Красный путь», вынесший на первую полосу лозунг последних лет: «Нам не нужен город-пень». Основным информационным поводом, впрочем, стало не само шествие в защиту зеленых зон Омска, а участие в нем молодых коммунистов и депутатов от КПРФ. Они советуют, чтобы чиновники забЕгали, вывести на улицы не 250 человек, а 20 тысяч. Автор же, Евгения Лифантьева, пришла к выводу, что «под шумок войны между городом и областью значительная часть городских земель, в том числе парков и скверов, приХватизирована ловкими коммерсантами, которые теперь на совершенно легальных основаниях могут вырубать последние деревья».

О том, что происходит на территории «Птичьей гавани», которая вроде бы не захвачена, а остается областным природным парком, пишет «Омская правда». Судя по фотографиям Евгения Кармаева, деревьев там почти не осталось, но высажены саженцы, идет строительство, плавает утка с утятами. Газета сообщает, что «со стороны Парка Победы» возводится 14-метровая смотровая вышка «Маяк», а рядом с остановкой «6-й таксопарк» скоро появятся хозблок и реабилитационный центр для птиц». Еще будет беседка «пергола», и детский центр, под который уже забили сваи. Птицы и рыба, как говорят сотрудники парка, чувствуют себя хорошо. Чайки отложили яйца в гнезда (к середине июня, наверное, уже и высидели птенцов), и, как уверяют читателей, водоплавающим птицам тоже комфортно. Может, я что-то путаю, но с детства помню, что чайка – хищник и враг уток. И почему ученые кольцевали чаек, а не уток?.. Хорошая статья. Будоражит и вызывает вопросы.

«Лесоповал уже достал!» - негодует «Омская трибуна», рассказывающая о шествии в защиту парков и скверов. Пока протесты общественности остаются гласом вопиющего в пустыне. И судя по темпам рубок, скоро «пустыня» перестанет быть фигурой речи. По данным еженедельника, после митинга в защиту Воскресенского сквера стремительно был уничтожен скверик у Медакадемии в Нефтяниках, началась вырубка на Гашека (Московка-2). Между тем, в «рейтинге чистоты» российских городов Омск оказался в десятке аутсайдеров. В нем учитывалась не только чистота воздуха и воды, но и качество городской среды – обращение с отходами, транспорт, энергопотребление и другие параметры хорошей жизни.

«Ваш ОРЕОЛ» заостряет и без того острую проблему: «Грязнее Омска только Пермь». Оказывается, в рейтинге, составленном Министерством природных ресурсов РФ, Омск занял 81-е место среди 82-х крупных городов. Одной из причин такого афронта, по версии газеты, стало отсутствие системы мониторинга экологической ситуации: «Аутсайдерами стали в первую очередь те города, которые не смогли предоставить достаточный объем данных». Однако и без них город заслужил статус экологически неблагополучного: каждый день от рака в Омске умирают 11 человек.

Несмотря на это, всегда находится кто-то, сомневающийся в искренности защитников природы, предполагающий наличие скрытых пружин и чьих-то экономических интересов. На этот путь встал и обозреватель «Бизнес-курса» Александр Очаковский. Он предлагает экологам не устраивать шумных акций, а тихо обустраивать неухоженные омские парки, которые оставляют желать лучшего. Разоблачая «экологический свисток», он предложил вырубить те деревья, которые городу не нужны, поскольку закрывают красивые фасады. Например, снести голубые ели перед зданием Управления судебных уложений. Если кто не в курсе, это Законодательное Собрание, голубые ели перед которым вырубили в 2005 году. На всякий случай (опять же, если кто не знает) открою тайну: памятника Ленину там тоже нет.

На соседней полосе журнал продолжает летопись деяний другого тайного лобби – за прибирание к рукам чего-нибудь муниципального. «Омскэлектро» не получит никто», - ставит точку «БК», удивляя и сам удивляясь: почти погибшая и финансово безнадежная муниципальная компания вдруг стала вполне состоятельной и резко сократила размер долгов. Угроза банкротства миновала, менеджмент справляется без посторонней помощи, чего и всем желает. Того гляди, компания начнет приносить доход бюджету, и тот начнет вкладываться в электротранспорт и «велосипедные войска».

«О велосипедах и массовости» пишет бывший омский журналист, а теперь - заграничный колумнист «Коммерческих вестей» Виталий Володин. Ссылаясь на опыт городов и исследования ученых других стран, он рассказывает, что интересы «профессионального» велосипедиста и «массового» - диаметрально противоположны. Первому уютно на трассе, среди машин, а второму подавай обустроенные дорожки, изолированные от чадящего и газующего транспорта. И если относиться к велосипеду только как к «кузнице олимпийских медалей или занятию для молодых экстремалов», никакого массового пересаживания на велосипеды и поездок на природу и за здоровьем не будет.

Когда-то в Нефтяниках была велодорожка, и вроде бы даже генплан предполагал развитие этого «вида транспорта» в других районах. Впрочем, с тех пор много воды утекло, а гепланов - забыто. Бывший главный архитектор Омска Альберт Каримов в интервью «Аргументам и фактам» говорит, что и новый план уже не выполняется, поэтому стоит принять более реалистичные градостроительные документы. «Центр надо спасать», а вернуть Омску звание города-сада – необходимо. И еще реально. Рецептов немного: сохранять родное историческое, но планировать с учетом прогрессивных моделей. Не пускать в центр личные автомобили и «максимально развивать общественный транспорт, включая трамвай».

Именно транспорт вносит основной вклад в загрязнение городского воздуха. «Четверг» узнал, как измеряется загрязненность атмосферы, как влияют на показатели погода и климат, где находятся посты наблюдения, как они выглядят и почему их не хватает. Оказывается, 5 июня, в честь Дня защиты окружающей среды, предприятия Омска на несколько часов приостановили вредные выбросы в атмосферу. Эту акцию назвали «Ночь негативного воздействия на окружающую среду» (парадоксально, не правда ли?). Ее результатов еженедельник не знает.

Может, кто-нибудь что-нибудь почувствовал? Сработало?


Татьяна Ильина