Генеральный директор «Омскэлектро» в интервью телеканалу «Россия-1» рассказал о саботаже, «хищении» 570 миллионов, «коррупционере» Федотове и планах на будущее.
БК55 публикует интервью с Андреем Жуковским полностью.
Андрей Александрович, спасибо, что согласились на интервью. Честно говоря, не ожидал, что вы так легко согласитесь. Тем более что есть повод поговорить — о достаточно острых темах, острых вещах. Давайте начнем с самого последнего, о том, что пишут и о чем пестрят заголовки всех информационных агентств: на прошлой неделе у вас были [обыски]. Силовики занимаются тем, как тратят деньги от того самого выделенного федерального миллиарда на ремонт судебных домов… Якобы у вас были обыски в компании. Были они или нет?
— Предлагаю начать с самого начала: как «Омскэлектро» — электросетевая компания — попала в программу капитального ремонта? Напомню, что в 2019 году Омск принимал большое событие — форум Россия — Казахстан, два президента приехало. Деньги на проведение форума, на ремонт фасадов и крыш, были выделены в начале 2019 года. Нас привлекли в качестве подрядчиков в конце лета 2019 года по какому поводу: оказывается, управляющие компании не смогли за прошедшие 8-9 месяцев ни коим образом отремонтировать часть домов.
Более того, мы, когда по просьбе лиц из администрации города Омска, спасали ситуации, тушили пожар, пришли на эти дома и что увидели? Работы даже не начинались. Мы в тот момент, за полтора-два месяца до начала форума, с учетом того, что у нас была свободная спецтехника, автовышки, у нас были свободные люди, здесь помогли городу, помогли муниципалитету провести на должном уровне это мероприятие. Мы вышли на эти дома, мы своими силами, а где-то с привлечением субподрядчиков потушили пожар. Мы круглосуточно работали, для того чтобы к приезду высоких делегаций дома выглядели достойно.
Сколько тогда домов вы отремонтировали в 2019-м? Силами «Омскэлектро».
— Чуть больше 20 домов, точную цифру не помню. «Омскэлектро» сделали 21 или 22 дома из 169. Мы тогда задумались с коллегами, что это было? Был ли это саботаж со стороны управляющих компаний определенных лиц? Может быть, это некая организационная импотенция с их стороны, что за полгода они не смогли даже выйти на эти дома? Склонились к первому варианту. Все-таки это история, когда некие заинтересованные лица, в силу того, что у них были какие-то свои интересы, они не захотели это делать. Потому что за 8 месяцев даже не организовать трех рабочих, которые хотя бы потихоньку начали эти истории, мы в это не верим.
Более того, после того как мы сделали эту историю, как мы помогли, спасли, потушили пожар, на нас начало оказываться давление. Давление в плане запросов, проверок и разного рода публикаций в СМИ. Я вам назову несколько цифр. Если за 2018 год, за 2019 год общее количество запросов разного рода контролирующих органов не превышало 100 штук в год, то за первый квартал 2021 года и примерно те же даты в 2020 году у нас уже больше 100 запросов. Это говорит о том, что ежедневно один-два контролирующих органа выходят к нам на проверку: камеральную, выездную и так далее.
Но это все-таки федеральные деньги, учитывайте, они всегда проверяются как тратятся…
— Вообще никаких вопросов нет ни к правоохранительным органам, ни к контролирующих органам. Они делают ту работу, которую должны делать. Они в любом случае разберутся в том, что происходит. Я сейчас говорю немного о другом. О том, что спасти ситуацию нам позволила только оперативность, то, что мы смогли собраться. А вот то, что сейчас происходит в прессе, в телеграм-каналах, та истерия, которую сейчас заставляют определенные лица почувствовать людей, это выливается в те проверки, которые есть. Более того, множество проверок сейчас еще идут. Но мы сейчас видим те провокации, которые, в тех же СМИ, происходят. Еще ни одна проверка не нашла никаких серьезных нарушений. Но мы уже ежедневно видим: «украдено 500 миллионов», «генеральный директор «Омскэлектро» арестован»… Это провокации, которые враги города Омска ежедневно вбрасывают в СМИ, чтобы нарастить истерику, раскачать лодку. Я говорю прямым текстом: это провокации против успешно работающего муниципального предприятия и против городской власти.
То есть, правильно я вас понимаю, никаких изъятий документов не было, никаких уголовных дел не было? Идут обычные рядовые проверки?
— В рамках обычной работы приходили правоохранительные органы, были выемки тех документов, которые в рамках текущих проверок проходят. Ничего сверхординарного, ничего страшного мы в этом не видим. Попросили документы — мы их предоставили. Правоохранительные органы, конечно же, разберутся в том, в чем нас обвиняют. Я вас уверяю, через несколько месяцев история забудется. Только те люди, которые ее инициировали, они в тени, я думаю, не останутся.
Что касается капремонта, давайте про это поговорим. Ремонт 160 домов в 2019 году вошел в программу подготовки к форуму. Когда оператором средств стало «Омсклэлектро» в этом году, вы ремонтируете 270 домов, правильно я понимаю?
— Мы ремонтируем 278 домов. Тот миллиард, который выделен, второй уже, в рамках так называемых судебных домов. Вообще, чтобы вы понимали, деньги выделены, вот этот миллиард, на ремонт 185 домов. Но за счет оптимизации сметной стоимости и других работ, мы смогли увеличить количество ремонтируемых домов до 278-ми. Получается, что мы плюсом, за счет оптимизации разных историй, смогли добавить городу 93 отремонтированных дома. Та истерика, которая сейчас царит, о том, что украдено, все пропало и так далее, это просто грязные инсинуации, это «накат» на успешно работающее муниципальное предприятие. В настоящий момент уже отремонтировано 186 домов. По остальным 93 домам работы выполняются в той или иной мере.
То есть более 50% вы уже сделали?
— Больше 70% уже сделано. Те оставшиеся дома тоже в разной степени готовности: часть работ уже завершена, по части работ мы ждем окончания отопительного периода, чтобы зайти на замену систем теплоснабжения и теплоузлов. Окончательный срок работ: мы планируем завершить все работы в первом полугодии 2021 года. И я надеюсь, что все так и будет.
Вышла история, когда, помните, перед форумом с Казахстаном, зимой сдавали некоторые дома. Вы говорили, что пришли и работа была не готова. В этом году этого точно не будет?
— Срок мировых соглашений, которые заключала администрация города Омска с соответствующими домами — декабрь 2021 года. Я повторюсь, мы планируем закончить все работы в первом полугодии, то есть в июне 2021 года. У нас еще остается огромнейший лаг до зимнего отопительного периода.
Не могу не задать этот вопрос. СМИ писали о том, что вот «Омскэлектро» стало распорядителем этого миллиарда и каким-то таким магически странным образом подряды стали выигрывать на ремонт судебных домов уральские фирмы. Так ли это?
— У нас все конкурсные процедуры, в рамках которых разыгрывался этот миллиард, проходят ровно по 223-ФЗ. Я вам рассказываю, как по факту. Выиграло 24 компании, которые осуществляют ремонт. Из 24 компаний — 19 из города Омска и Омской области, две компании — из Екатеринбурга, одна компания — из Санкт-Петербурга, одна — из Москвы, одна — их республики Крым. Но хочу отметить, что ваш вопрос подтверждает мой тезис: тот истеричный фон, который царит, это история буквально из пальца сделанная.
Более того, нас сегодня обвиняют в том, что мы украли 570 миллионов из этого миллиарда. Вот сейчас, на сегодняшний день, из этого миллиарда больше 700 миллионов уже оплачено по выполненным работам нашим подрядчикам. Оставшиеся 300 миллионов зарезервированы на нашем расчетном счете. У нас, повторюсь, больше 100 проверок за первый только квартал прошло. Если хотя бы копейка из этих денег пропала, я бы, наверное, перед ваши уже не сидел.
Вы говорите о каких-то провокациях. Давайте назовем вполне конкретную фамилию — в прошлом уже депутат Горсовета Юрий Федотов, не последний человек в городе Омске, так, на секундочку, председатель комитета, который контролирует бюджет, контролирует финансы, один из соучредителей, один из лидеров Народного фронта в Омской области. Как выяснилось, он является также собственником управляющих компаний, у которых появились большие претензии к вам. И во многом вот этот конфликт был инициирован им. Правильно я понимаю?
— Вы понимаете абсолютно верно. Более того, Юрий Николаевич Федотов лишен мандата. Я отмечу, что 30 депутатов из 32 проголосовали за это решение. Юрий Николаевич включен в список коррупционеров нашей страны. У нас на самом деле есть конфликт, он не личный, не политический, это чисто экономический конфликт.
Возвращаясь к первому миллиарду, когда был саботаж со стороны управляющих компаний, часть работ была проведена на домах управляющих компаний, которые принадлежат ему. Были выставлены претензии нам о невыполнении работ, о некачественном выполнении и так далее. Были поданы шесть или семь исков со стороны «Омскэлектро» к компаниям, принадлежащим господину Федотову. Вчера закончились суды по первым трем домам, «Омскэлектро» доказало, есть судебное решение, что мы совершенно правы, все сделано. И сейчас в ближайшее время управляющей компании придется заплатить те деньги, которые они оспаривали.
Поэтому вопрос о конфликте интересов — вот живое подтверждение, вот суды, вот проигранные деньги, которые придется вернуть. Поэтому, на мой взгляд, депутаты приняли совершенно правильное и справедливое решение. Закон здесь не подразумевает каких-то двояких толкований: есть конфликт интересов, есть решение суда — получай.
Раз уж заговорили о конфликте интересов, не могу не спросить у вас об еще одной теме. Зимой мы снимали материал о том, что в частном секторе — по-моему это либо Московка, либо Порт-Артур — представители компании «Омскэлектро» начали отрезать кабели интернет-провайдеров, которые обеспечивают этот самый частный сектор. Когда начали разбираться, совершенно какая-то дикая ситуация получилась: то ли эти провайдеры никому не платили, то ли платили какие-то мизерные цены, то ли платили людям, которые вообще не имели никакого отношения к «Омскэлектро». Можете рассказать, чем эта история закончилась? Непосредственно по Порт-Артуру, когда отрезали кабеля, вот что там сейчас? Поясню телезрителям, речь идет о кабелях, которые проходят по опорам электропередач, которые принадлежат муниципальной компании, то есть это городское имущество.
— История практически закончилась, она крайне простая. Часть провайдеров решили самостоятельно, что они имеют право на чужом имуществе разместить свои линии интернета. Они решили это давно, есть оперативная информация по нашему расследованию, что они платили человеку, который раньше работал в «Омскэлектро» и как раз занимался выявлением незаконных размещений. Человек был уволен до этого, соответственно, мы определили, что есть эти провода, которые размещены незаконно. Более того, вот это размещение, которое мы никаким образом не можем проконтролировать, оно влияет на качество, надежность электроснабжения потребителей именно электроэнергии. А в числе потребителей есть и социальные объекты: больницы, детские сады, госучреждения и так далее.
Если завтра, например, упадет какая-нибудь опора и прервется электроснабжение больницы, где лежат люди и проходят операции, кто за это ответит? За это ответит сетевая компания «Омскэлектро». Поэтому здесь нет никаких секретов, здесь нет никаких подводных камней: мы убирали незаконные размещения, которые влияют на электроснабжение города.
На данный момент практически все операторы поняли, что больше вот эти жульнические схемы не прокатят с нами. Более того, все более-менее крупные федеральные операторы, крупные местные операторы, они действовали практически все в правовом поле. Грешили этим незаконным размещением только мелкие операторы, которые таким образом минимизировали свои издержки.
Мы сейчас имеем крупную поддержку от федералов в том плане, что им тоже надо создать равные конкурентные условия для всех. То есть если кто-то платит, а кто-то не платит, они получают выгоду и могут, соответственно, работать с потребителем более дешево. Это неправильно, это влияет на бюджет, это влияет на налоги, влияет в общем на конкурентную среду.
Мы сейчас подготовили и подали исковые заявления в суд на возмещение упущенной выгоды в то время, когда висели незаконно провода чужих операторов. Поэтому справедливость здесь будет восстановлена. Повторюсь, здесь нет никаких подводных камней: мы просто восстанавливали законность и порядок.
На место этих мелких провайдеров зайдут какие-то новые фирмы или федеральные большие сети? Или они готовы работать, что называется, «в белую», выходить из этой серой области и готовы уже на нормальных условиях работать? И самый главный вопрос: не отразится ли это на цене подключения к интернету? Насколько я понимаю, если они вам не платили, то, соответственно, и тариф для населения был намного ниже. Сейчас они начинают вам платить, все это становится законным, но они, соответственно, наверное, и повышают плату за подключение, плату за пользование интернетом. Важно, чтобы от этого не пострадали люди. Тем более что сложный очень вышел год, согласитесь?
— Я согласен, это важно. И было вообще неприятно очень отрезать эти провода, понимая, что обычные люди, обычные потребители лишаются интернета в условиях пандемии, когда дети учатся на удаленке. Тем не менее сейчас мы видим, что практически все провайдеры подали официально заявки на размещение, получают техусловия, делают проекты и на вполне законных основания размещают свои провода. Что касается цены для интернет-потребителей, я все-таки питаю надежду, что ни коим образом это не должно сказаться на стоимости. В себестоимости сумма затрат на размещение, на самом деле, не такая большая. Думаю, никакого глобального передела рынка там не произойдет. Несмотря на то, что я не очень глубоко погружен в рынок интернет-провайдеров и не знаю, кто и какую долю рынка держит. Тем не менее есть понимание, что данный маленький вопрос не должен как-то серьезно повлиять на ценовую политику. В любом случае, рынок сильно конкурентный: если кто-то уйдет, что придет десять других.
Опять же не могу задать вопрос, как «Омскэлектро» закончил 2020 год? Какие у вас экономические показатели? Потому что я-то помню еще времена, это было не так давно, по-моему, в 2018-м, когда некоторые люди поднимали вопрос о продаже этой муниципальной собственности по аналогии с «Водоканалом». Мол, государство не может эффективно управлять большими компаниями, так давайте это отдадим частнику.
— 2020 год мы закончили с чистой прибылью 152 миллиона. Если говорить об остальных экономических показателях, то чистые активы компании выросли больше чем на миллиард рублей. Мы, думаю, являемся одной из крупнейших в регионе ресурсоснабжающей организацией, пожалуй, крупнее нас только ТГК-11. Мы, я считаю, и экономически, и технически год закончили великолепно. На 2021 год у нас достаточно амбициозные задачи стоят. Мы, в любом случае, хотим кардинально изменить систему освещения города, хотим сделать его экономным, уютным, легко управляемым. Мы хотим к молодежному чемпионату миру по хоккею 2023 года сделать его образцом среди городов-миллионников.
Правильно я понимаю, судя по вашим словам, речи о приватизации «Омскэлектро» абсолютно точно не идет?
— Хороший вопрос. Насколько мы помним, буквально 7-8 лет назад тот же Юрий Николаевич Федотов прилагал максимальные усилия для того, чтобы приватизировать муниципальное предприятие «Омскэлектро». Было множество выступлений в Горсовете, обрабатывали депутатов, обрабатывали центры власти для того, чтобы принять это решение. Более того, принимались те тарифные решения, которые загоняли предприятие на дно.
Когда я пришел в компанию, буквально несколько лет назад, долг перед МРСК «Омскэнерго» составлял сотни миллионов, по-моему в районе 800 миллионов. На данный момент долга нет, мы расплатились полностью. Более того, финансовое положение предприятия сейчас говорит о том, что мы не нуждаемся ни в какой приватизации, абсолютно эффективно всю действует, чистая прибыль у нас в десятки раз больше, чем в том же «Омскэнерго». Поэтому те усилия, которые господа прилагали в приватизации, они пошли прахом.