Директор «Центра экспертизы в области здравоохранения» Дмитрий Потопальский намерен добиться их постройки

Так уж получилось, что ровно 15 лет назад я начал работать в системе организации здравоохранения, создав и возглавив «Центр экспертизы в области здравоохранения».

Мы сразу окунулись в водоворот непростого медицинского мира, но быстро смогли занять свою нишу — системной экспертной помощи и поддержки для всей действующей номенклатуры медицинских организаций в регионе: от федеральных и региональных, до муниципальных и частных.

Часто сталкивались с непростыми системными проблемами в здравоохранении, решение которых возможно только внесением изменений в действующие нормативные акты Минздрава России, Роспотребнадзора или Росздравнадзора, либо четкими разъяснениями с их стороны.

Тогда, да и сейчас, мы позволяли себе переписку с федеральными ведомствами с просьбами, а при отказе — требованиями о внесении изменений (дополнений, разъяснений) нормативов. Работа всегда была непростой и крайне эмоциональной, но в основном мы добивались своих целей, чем серьезно помогали нашим партнерам — бюджетным и частным медицинским организациям. Из-за нашей настойчивости и нацеленности на результат столичные и местные чиновники частенько пытались нас «ругать» и «ставить на место» — якобы мы «слишком активные и задаем вопросов больше, чем вся Россия, вместе взятая». Но это нас нисколько не смущало. Мы воспринимали «такую» реакцию бюрократов как работу с трудными партнерами.

Главным был результат, а путь к нему нередко тернист…

В начале февраля 2020 года по просьбе наших коллег из практического здравоохранения мы также включились в экспертную поддержу и помощь бюджетным медицинским организациям, ставя перед региональной властью вопросы по их обеспечению СИЗами, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в требуемом количестве.

Эта работа была непубличной, необходимой еще и потому, что чиновники минздрава Омской области стараются не ставить перед региональным Правительством сложных системных, особенно денежно-емких вопросов и проблем.

А ведь нерешенные проблемы ухудшают работу системы здравоохранения области!

Уже в сентябре 2020-го стало ясно, что региональная система здравоохранения перегружена и плохо управляема в ручном режиме, в том числе из-за низкого качества принимаемых облминздравом решений.

Эти управленческие системные ошибки копились годами.

Справедливости ради надо сказать, что все субъекты РФ оказались не готовыми к пандемии COVID-19, но — с разной степенью эффективности справлялись. Немало медицинских чиновников убедило губернаторов построить и ввести в эксплуатацию новые инфекционные больницы (Казань, Уфа, Челябинск и так далее). Минобороны России организовало строительство и запуск 16-ти новых военных инфекционных центров в разных регионах, в том числе в Омске.

А теперь мы…

«Взрослая» БУЗОО «Инфекционная клиническая больница № 1 имени Далматова Д. М.» расположена в здании 1913 года постройки и не соответствует санэпидтребованиям.

Круглосуточных специализированных коек не хватает даже для городского населения, не говоря о сельском…

Надо отдать должное — в больнице им. Далматова работоспособный профессиональный коллектив. Но этого недостаточно! Ведь за последние 10 лет почти все центральные райбольницы сократили инфекционные отделения и профильные койки.

Так что больница им. Далматова сегодня — единственный взрослый инфекционный стационар для всей области…

А детской инфекционной больницы в регионе попросту нет! Ее строительство было запланировано еще в 2018-м, и последние два года не могут разработать и утвердить даже проектно-сметную документацию…

Кроме того, наша область крайне нуждается в постройке полноценного перинатального центра.

Действующие — при БУЗОО «ОКБ» и БУЗОО «ГКПЦ» таковыми можно считать по названию. Отсутствие же этого специализированного Центра прямо влияет на высокий уровень материнской и младенческой смертности в Омской области.

Уверен — строительство и организация работы трех стационаров — взрослой и детской инфекционных больниц и перинатального центра позволит сохранить тысячи жизней омичей!

Поэтому я принял решение лоббировать строительство этих стационаров перед региональной и федеральной властями.

С ноября 2020 года дважды официально обратился к губернатору Омской области — оба раза обращения перенаправлялись в минздрав области. Первое обл. минздравом было проигнорировано, а на второе пришел ответ: для детской инфекционной больницы с июля 2019 года разрабатывается ПСД, которая пока не прошла гос.экспертизу; взрослую инфекционную больницу строить не планируем; с 2014 года в Омской области работают два перинатальных центра и создана трехуровневая система оказания мед.помощи в сфере детства и родовспоможения.

В переводе с бюрократического языка на понятный — в большем, чем имеем, не нуждаемся… Получается, с одной стороны — интересы омских медицинских чиновников (которые, видимо, считают, что не обязаны быть эффективными?). С другой — ответственная рутинная работа по организации требуемого уровня мед.помощи (которую они не желают качественно делать, чтобы «не подставляться»?).

Но между этими сторонами — жизнь и здоровье омичей, особенно — детей!

Поэтому в феврале 2021 года я обратился в администрацию Президента РФ с просьбой оказать содействие и поддержку в строительстве стационаров в Омской области Правительством и Минздравом России.

Мне ответили, что необходимость строительства этих трех стационаров должны подтвердить в Правительстве Омской области и в Минздраве России — им и переслали мое обращение. Затем Правительство Омской области, как и Минздрав России, направило мое обращение в облминздрав. А там мне ответили, что… уже отвечали!

Следующее обращение в Правительство РФ снова было перенаправлено в минздрав области… Устный запрос в Омскую региональную ассоциацию врачей и письменный — в комитет по социальной политике Зак.собрания Омской области изменений не принесли.

И все же ради здоровья омичей я не сдамся. Продолжу общение с разными группами влияния — комитетом по охране здоровья ГД ФС РФ, комитетом Совета Федерации по социальной политике ФС РФ, общественными организациями, политическими партиями и снова — с Правительством России, Минздравом России.

На местных региональных уже не надеюсь. Что ж, это не впервые: нужно терпеливо и системно добиваться результата, как всегда бывает с трудными партнерами.

И результат будет — не так скоро, как хотелось бы, но обязательно будет!