Даже в общественном транспорте постоянно крутят ролик: «Осторожно, мошенники!». Об этом же твердят во всех СМИ, с экранов телевизоров, предупреждает УМВД по Омской области… Бес-по-лез-но. Мошенники с завидной регулярностью продолжают чистить счета и кошельки. И не только у пенсионеров.

Утром, на бегу, заглянула в почтовый ящик.  Так-так-так, квитанции, газетка «Здоровье», листовка о мошенниках,  какое-то извещение о проверке..... Выдернула всё, кроме квитков: посмотрим-почитаем по дороге, лишнее выбросим.
Листовка омского МВД рассказывала об очередных ухищрениях банковских мошенников и про мошенничество с AVITO-доставкой — вроде ни к чему, но к сведению примем. А вот извещение о проверке счетчика — на первый взгляд! — выглядело серьёзно: номер, печать, штамп, подпись и qr-код. Плюс ссылка на постановление правительства от 2008 года и угрожающее «в случае невыполнения» якобы придется платить по нормативу. И подпись: Правда И. И. Всё вполне себе устрашающе-солидно — так и тянет поверить. Правда же?! На второй  взгляд сразу заметно, что это не официальное извещение, а простая двухцветная листовка, сработанная под «казенную». Что-то такое уже было… Точно! Порылась на сайте БК55 — пожалуйста! В ноябре 2018 выходила заметка «В Омске вновь активизировались лжепроверяющие счетчиков воды». Стало быть опять снова здорово?
Листовку выбросила и забыла бы, если бы не бабушка. Ей 84-й год, из-за ковида выходит только на балкон и за газетами. Они же вместе с телевизором её основные источники информации. Звонит в тихой панике: получила какое-то извещение про проверку счетчиков воды и не только она:
— Знаешь, дозвонилась с трудом, а там такая женщина грубая, разговаривает как лает. Ничего толком не объяснила, куда-то записала и велела ждать. И чего теперь?
Приехала, смотрю — листовка близнец той, что я нашла у себя в почтовом ящике.
— Выброси и забудь! Ты сказала, что у тебя поверка счетчика только в 24-м году? 
— Сказала. Так она адрес записала и сказала ждите. А Маша (подруга) ей ляпнула, что счетчика нет и ставить не будет. Так они её какими-то законами пугали, мол по постановлению правительства обязана поставить. 
Решила звякнуть для бабушкиного спокойствия. Действительно,  не сразу, но дозвонилась и заблеяла «бабушкиным» голосом:
— Алло, алло, вас не слышно.
«Добрая женщина»:
— Вы можете не кричать? Я слушаю вас.
— Простите, я тут вместе с квитанциями получила ваше извещение и что-то ничего не поняла. Это что, какая-то внеочередная проверка? Я тут посмотрела…
— В ответ, перебивая, снисходительно:
— Это как раз-таки очередная проверка. У вас когда сроки подходят по приборам учета?
— Я продолжала старательно блеять:
— Ну это, я посмотрела, у меня вроде только в 24 году, а поэтому…
Опять перебивает: 
— Женщина, у вас все счетчики до 24 года? 
— Ну на воду которые…
Дама с нажимом:
— Я вам задаю вопрос: у вас все счетчики записаны на воду до 24 года?
— Ну да, да, и на горячую, и на холодную…
Дама, уже теряя терпение:
— Да поняла я вас. Адрес домашний скажите.
Называю адрес от балды.
— А месяц не помните, до какого счетчики?
— Нет,  не помню. Но могу посмотреть и потом перезвонить.
Диспетчер сказала, как отрезала:
— Перезванивать не нужно.
Действительно, зачем занимать линию, если я не потенциальный клиент? Пока она клацала ногтями по клавишам, я поинтересовалась:
— Я вы не подскажите, это у вас что, какая-то новая государственная организация?
— Государственных организаций в системе ЖКХ уже нет лет 10. Как и в медицине.
— Как же, поликлиники еще есть, слава богу.
— Да там уже больше половины акционеры. 
И деловым тоном:
— Значит так, вы звоните нам в 24-м году и записываетесь. Сейчас, соответственно, ничего не нужно, на извещение не реагировать.
— А тут еще про какую-то распломбировку…
— Вам это зачем?! У вас срок подходит в 24-м году, тогда и будем данный вопрос обсуждать. Всё, до свидания!
И быстренько бросила трубку. Жаль, а я так хотела еще «пообчаться», как говорит моя бабушка. Но диспетчер, видимо, за день «наелась» такими разговорами до отвала. 
 
Тем не менее, я таки решила узнать, что это за «Центр Метрологии ЖКХ»(ЦМ ЖКХ) В интернете сведений оказалось выше крыши. Как сообщалось на сайте компании, они работают в 60! городах и рады были сообщить, что открыли филиалы, в том числе, в следующих городах: Астрахань, Барнаул, Волгоград, Кемерово, Красноярск, Набережные Челны, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Томск. И ведь не соврали! Квиток один в один нашла у красноярского блогера. А комментарии под постом оставили жители Липецка, Тюмени, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска, Омска:
«Dimetri 11.03.2021 11:30 Сегодня 11 марта 2021 года нашёл такую же квитанцию у себя в ящике. Живу в Санкт-Петербурге. Тоже сначало не понял, что за ерунда. Спасибо, хоть есть люди, которым не безразлично и делятся с другими по раскрыванию мошенников.»
«mix671 22.03.2021 12:08 Живу в Смоленске. Сегодня 21 марта 2021 года обнаружил подобное извещение от, так называемого, несуществующего «Центра метрологии ЖКХ Смоленск» за подписью того же Правды И. И. Как же достали эти мошенники!!!»
«Иван 02.03.2021 18:27 Сегодня, 2.03.2021. Получил такую же бумагу, с такими же цифрами. Точ в точ. Только г. Тюмень.и тел 38 44 77.»
tzar 10.02.2021 10:39 Кстати, понял, почему мой звонок не вызвал у них интереса. Я сходу начал разговор о дате поверки и откуда она им известна. Следовательно: чувак подкован, нуегонахер. А вот звонит дремучий пенс: «Запишите меня, пожалста, на такое-то число для инспектированья». И всё.»
«Ирина 11.03.2021 20:56 Мне такая шняга пришла за март. Живу в Калининграде. Первым делом набрала в Яндексе «Центр Метрологии ЖКХ Калининград», где и попала на Вашу статью. Так и знала — очередной развод неграмотных пенсионеров. Большое Вам спасибо за статью.»
«Виктория 19.02.2021 14:57 Сегодня созванивалась с этими товарищами в Липецке. Спросила их адрес, назвали адрес магазина Перекресток)) На просьбу предоставить данные аккредитации в Росреестре бросили трубку.»
 
А это разговор с представителем ЦМ ЖКХ Ориенбурга. И не только, их полно и из других городов. Сразу слышно, как целеустремленно-напористы, буквально: на поверку становись! Что сказать — масштабно работают.
Крик души из Новосибирска:
«Игорь 23.02.2021 15:36 Задолбали эти рекламщики и новосибирск. Тоже ежемесячно получаю это. в почтовый ящик… Как с этим бороться?»
Увы, как повествует красноярский блогер, который, как и неравнодушные люди в других городах, провел свое маленькое расследование: «Фишка в том, что «деятельность» они ведут с 2014-го года. И за семь лет вся рассейская судебная мощь ничего с этим сделать не может. :) Несмотря даже на полное отсутствие креативности в подаче материала все эти годы. Более того — товарищи успешно отбрехиваются от судов детскими доводами. Суды то прекращают дела, то «выдают предписания срочно прекратить безобразничать» — а воз и ныне там.»
Последний комментарий нашего земляка:
«Юрий 04.03.2021 17:16 В Омске эти аферисты тоже работают. Тел. 79-59-41.Обещают все. В итоге вы получаете установленный счетчик (кстати счетчик они предоставляют)но пломбировка их в водоканале недействительна. И платите вы в итоге по льготному тарифу 1600, а по общему 2300. То есть заплатили за один счетчик три или четыре цены. А дальше разбирайтесь с водоканалом как хотите. Просто шакалы.»
(орфография и пунктуация авторов сохранены)
Не удивительно, что «Росводоканал» Уфы, Оренбурга, Калининграда, Смоленска, Санкт-Петербурга и других городов, в свою очередь, предупреждают: «Городской центр учета и экономии ресурсов», «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства», они же «Центр метрологии ЖКХ» не входят в структуру «Водоканала» и не сотрудничают с ним. Как оказалось, тоже самое касается и Омска. Среди организаций, аккредитованных на право поверки в Омской области такая организация не числится.
Правда, искать этот перечень мне пришлось самой. В главном офисе омского «Росводоканала"никто не брал трубку, а в контакт-центре я неизменно оказывалась шестьдесят или семьдесят какая-то. Девушка из пресс-центра нетерпеливо объяснила, что они не надзорное ведомство и такими списками не располагают — и предложила «погуглить» самой. Тем не менее, она терпеливо  выслушав мои объяснения, пояснила:
«Водоканал» постоянно предупреждает потребителей: для того, чтобы поверить счетчик, не надо реагировать на те листовки, которые раскидывают по почтовым ящикам. Фирмы эти появляются и исчезают: сегодня одна, завтра вторая, третья… Чтобы узнать, надо проверять свой счетчик или нет, достаточно посмотреть в свою квитанцию на холодную воду. Там указаны все сроки приборов учета, поэтому рекомендация одна: если вы сомневаетесь, нужна вам эта услуга или нет, чтобы потребители не обманывались на таких листовках и не реагировали на них, внимательно смотрите в квитанцию на холодную воду. И когда у вас подходит срок поверок, закажите её там, где считаете нужным, предварительно убедившись, что фирма имеет аккредитацию. 
— А как все-таки потребителю убедиться, что фирма имеет аккредитацию?
— Залезть на федеральный ресурс, который аккредитует эти организации.
И скороговоркой добавила:
— Я нахожусь в отпуске и мне как бы…
Ну поня-я-я-тно. Распрощались к взаимному удовольствию.
И последний совет уже от комментатора  из Питера Игоря Егорова:
»…. вся проблема в том, что у большинства пенсионеров нет либо интернета, либо смартфона. И всю информацию они получают прямиком из почтового ящика. И единственный, кто может их оградить от опрометчивого действия по вызову псевдомастеров, это их родственники. Общайтесь чаще! Берегите кошелек и нервы своих родных!»
Кстати, есть чудный повод забежать сегодня вечером к бабушке. Заодно напомнить про очередной матч финала Восточной конференции. Не смотря на возраст, она страстная болельщица «Авангарда» и решительно намерена смотреть матчи, не смотря на поздний час трансляции. Болеем за наших! Родных.
Ульяна Нескорова