Частный перевозчик Вячеслав Доронкин в беседе с БК55 оценил ситуацию на транспортном рынке Омска в первом квартале этого года и отметил: бизнес испытывает множество проблем, повышение компенсации за льготников ему помогло.
— Вячеслав Геннадьевич, по первому кварталу 2021 года уже видна тенденция стабилизации вашего рынка?
— Первый квартал показал, что рынок продолжает медленно сползать вниз, так как к росту нет никаких предпосылок.
Пассажиропоток не восстановился, в связи с тем, что многие компании перешли на удаленный режим работы. Прибыль падает. Перевозчики вынуждены на всем экономить, в том числе и на материальном поощрении работников. Снижение мотивации вынуждает водителей искать работу с большей зарплатой. Как следствие — острый дефицит водителей. А это приводит к снижению количества автобусов на маршруте. Пассажиры не могут дождаться нужный им автобус и выбирают альтернативные варианты поездок. Перевозчик недополучает выручку и ситуация только усугубляется. Самый крайний вариант такого положения дел — полное закрытие маршрута, что и произошло недавно на 387-м и 411-м.
И думаю, это не последний печальный итог работы частных перевозчиков.
— В конце прошлого года власти подняли размер компенсации за перевозку льготников на 2 рубля. Это решение удержало частных перевозчиков от повышения цен за проезд в начале года. Как эта мера повлияла на ваш бизнес?
— Да, эта решение удержало многих от возможного повышения цены за проезд. Но за первый квартал повышение компенсации на 2 рубля (было — 18 рублей, стало — 20 рублей) полностью растворилось в повышении цен на все виды топлива: и дизельное топливо — с начала года на 1 рубль, и вот теперь газ — сразу на 5 рублей, а это почти 20%). Я уже не говорю, что с начала года цены повысились на всё: на резину, запчасти, ремонт и даже на мойку. Так что никого роста прибыли нет.
— Как долго ещё перевозчики продержатся до повышения цены за проезд?
— Трудно сказать, сколько мы еще продержимся, но без помощи нам не выжить. Я уже не говорю о приобретении новых автобусов. Город Омск для муниципальных предприятий приобретает новые автобусы, троллейбусы, трамваи. Это, конечно, хорошо для пассажиров. Но ведь это всё приобретается за счет бюджетных средств. А у нас речь идет о ВЫЖИВАНИИ. Более того, осенью всех перевозчиков обяжут приобрести тахографы, а это дополнительные затраты по 40-50 тысяч рублей на каждый автобус плюс их обслуживание. Поэтому если внедрение тахографов не перенесут хотя бы на июнь 2022 года, повышение стоимости проезда, на мой взгляд, неизбежно.
— Станет ли очередное повышение цены за проезд причиной конфликта с городскими властями? И чем это грозит рынку пассажирских перевозок?
— Мы живем и работаем в Омске и всегда стараемся искать компромиссы и с властью, и с организатором перевозок. Мы понимаем, что наша задача — предоставление качественных услуг по перевозке пассажиров. Но работать долгое время с постоянным снижением прибыли и нарастанием убытков никто не может. До пандемии частники перевозили более 60% пассажиров от всего потока в городе. Сейчас ситуация изменилась, но не намного. Муниципалы приобрели новые автобусы и троллейбусы, но вместе с этим и много списали транспортных единиц, изношенных на 100%. Поэтому, если частные перевозчики начнут массово уходить с рынка по экономическим причинам, в одиночку, муниципалам «город не вывезти».
— Где выход?
— Выход надо искать в совместном диалоге всех заинтересованных сторон. Но дело не только в том, чтобы «поговорить».
Нужно прийти к РЕАЛЬНОМУ пониманию сложившийся ситуации, а не уповать, что очередной конкурс на маршруты изменит ситуацию. Последний конкурс показал, что «игра на понижение» приводит к тому, что перевозчик, выигравший маршрут, на деле не может в полном объёме обеспечить взятые на себя обязательства опять же из-за недостатка прибыли. В результате такой перевозчик и деньги потерял, и сам маршрут. Вот такие действия действительно РАЗРУШАЮТ рынок пассажирских перевозок. Поэтому именно сегодня надо садиться за стол переговоров и искать выход.
Иначе нас ждут непредсказуемые последствия.