В начале марта неоднозначное высказывание бизнесмена Виктора Титарёва о генерале Карбышеве вызвало бурную реакцию омских СМИ. Своим мнением по этому поводу делится известный русский поэт, публицист Юрий Перминов.
Вспомнилась притча об одном словоохотливом дедушке, сидевшему около городских ворот (не «воздушных») и объяснявшему приезжим, какие люди живут в его родных «палестинах». Если выяснялось, что любопытствующий гражданин сбежал куда подальше от людей нехороших, то дедушка говорил ему в том духе, что и здесь, в условном Омске, он добрых и отзывчивых не встретит. Как-то так. То есть, ни одного. Ну и наоборот. А неподалёку от тех же городских ворот возился со своей телегой некий горожанин (возможно, журналист). Спустя некоторое время, когда любопытство стало нестерпимым, владелец телеги подошёл к дедушке и спросил: «Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди?» — «Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему старик. — Просто каждый находит только то, что умеет искать».
Подчеркну, что мне тоже не понравились отдельные энтимемы омского бизнесмена Виктора Титарёва, когда он размышлял вслух о вариантах названия Омского аэропорта, но, имея определённое отношение к редакторской профессии и литературному труду, всегда знал, что следует отличать сказанное от написанного, тем более, если сказанное записывал, а затем адаптировал к публикации другой человек. То есть, редактирование используется, в том числе, и для различных интерпретаций (например, при неточном, приблизительном словоупотреблении), и разный жизненный опыт, особенности мировоззрения автора и редактора приводят к тому, что они в одно и то же понятие, подчас вкладывают разный смысл. Ну да ладно, тем более что уважаемые историки сразу же всё объяснили и растолковали, нашли, так сказать, в его словах то, что захотели увидеть. Ну или то, что умеют искать. К ним (или, наоборот) присоединились граждане, проснувшиеся, подозреваю, в день присоединения Крыма и сразу же с высоким чувством своего ошеломительно сияющего патриотизма… И понеслось живое русское слово по трубам! Даже некое подобие кубла образовалось, записавшее Титарёва чуть ли не в «пособники нацистов», не говоря уже о «плотоядной жажде личного матерьяльного обеспечения» (Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1877).
Что ж, идиотизм и патриотизм неплохо рифмуются, но совершенно не обязательно одно дополняет другое. Кстати, удивительно — почти никто не макнул Титарёва в то грустное обстоятельство, что Достоевский, чьё имя должно было, по мнению Виктора Владимировича, дать название Омскому аэропорту, приехал в наш город в статусе государственного преступника и, спустя четыре отправился рядовым в Семипалатинск, как бы сейчас сказали, с непогашенной судимостью. Но — не суть. Достоевский — гений русской, мировой литературы, и это звание не отнимет у писателя даже тот факт, что аэропорт не назван его именем… А знаете, чьим? — Именем героя-великомученика Дмитрия Михайловича Карбышева, и вот это — подчёркнуто-главное — заявление омского предпринимателя не было «найдено», оно же так мешает клеймить позором «экстравагантного миллионера», как выразился на одном из иногородних сайтов публицист по фамилии, не устоявшейся в моей памяти.
Герой-великомученик… Для меня всё остальное в словах Титарёва (произнесённых, отредактированных ли) — «сложности перевода». Да и сказано же в Евангелии от Матфея «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?», а плод — это то, в чем отражаются конкретные человеческие поступки. Если говорить о Титарёве, так, по нынешним-то временам, вполне себе «экстравагантные»: например, издание и дарение омским библиотекам монументальных изданий фонда «Возрождение Тобольска» (председатель А.Г. Елфимов), а именно — двухтомника «Сибиряки в битву за Москву», трёхтомника «Сибиряки в Сталинградской битве», пятитомника «Сибиряки и Победа», двухтомника «Победа над Японией», и сие стало возможным благодаря, в том числе, стараниям и финансовому воспомоществованию именно Виктора Владимировича Титарёва. Вашему покорному слуге посчастливилось быть редактором-составителем всех названных книг, поэтому знаю, о чём говорю. Имею право говорить. Если кого-то, паче чаяния, интересуют другие периоды отечественной истории, назову и поэтическую антологию «Поэзия белой столицы»… Много чего назвать могу.
В пятитомнике, кстати, немало страниц посвящено Дмитрию Михайловичу Карбышеву, чьё 140-летие отметили в Омске в прошлом году. Точно ли так же достойно, как это сделал Титарёв, приняв, пожалуй, ключевое участие в издании книг, увековечивающих память о героях-сибиряках, судить не берусь: помнится, тогда календарики раздавали, видеомост с Москвой-Веной провели, уроки мужества… Говорят, что-то ещё было, надеюсь, мне подскажут… Ну хотя бы представители историко-патриотического барбешопа — находящие то, что умеют искать (кстати, хотя бы в раздаче календарей участие приняли?). Как говорится, доброго им здравия…
А люди в Омске — хорошие, кто бы сомневался…