Вчера на сайте администрации города Омска появилось извещение о проведении конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска. Как и в 2019 году, мэрия решила не мелочиться и объединить в один конкурс все лоты. Желающим установить 26 ТОКов необходимо подать заявки до 7 апреля.
Смущает несколько моментов.
Во-первых, начальная цена конкурса платы за право заключения договора на размещение 26 торгово-остановочных комплексов всего чуть более 2,1 млн рублей. По самым минимальным оценкам, она занижена в 25 раз, если учитывать результаты конкурсов на размещение НТО, проводимых 2-3 годами ранее на аналогичных остановках.
То есть от этой сделки бюджет города недополучит 50 миллионов рублей.
Во-вторых, критерии оценки предложений на участие в конкурсе, которые явно показывают, под кого этот конкурс делался.
Согласно опубликованным документам, за уровень превышения начальной цены участнику конкурса начисляется 0,3 балла, а вот за опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов начисляется уже 0,5 балла. И это еще не все. За каждый акт осмотра установленного участником конкурса НТО начисляется 1 балл. Но не более 100 баллов. А у кого в Омске может быть 100 актов осмотра установленных НТО, если в городе за два года установили всего 100 ТОКов?
Получается, что по критериям оценки, начальную сумму конкурса можно не поднимать, если у тебя есть эти 100 актов. То есть даже если кто-то захочет поднять начальную цену в 25 раз, но 100 НТО не поставил, конкурс он проиграет, потому что другие условия может выполнить каждый. А убери эту норму про один балл за ТОК и скандальный победитель предыдущего конкурса «Капитал-Строй» может пролететь мимо конкурса. Либо это обойдется в более значительную сумму, чем рассчитывалось, что не выгодно тому, кто эту норму в условия вписал.
И кто-то после этого скажет, что конкурс не «заточен» конкретно под «Капитал-Строй» и не ограничивает конкуренцию?
Попробуйте!
В-третьих, непонятно, как быть с тем, что на данный момент задолженность по арендной плате по договорам «Капитал-Строя» составляет порядка 3 млн рублей, а для участия в конкурсе необходимо отсутствие задолженности по арендным платежам. Возможно, т. к. конкурс, вероятнее всего, сделан под «Капитал-Строй», в администрациях округов этой компании могут выдать справки об отсутствии задолженности. Или ДГХ может сделать зачет этой суммы из внесенного задатка.
Поживем — увидим.
Ну, а благодаря неравнодушным гражданам, предпринимателям, журналистам и сотрудникам мэрии удалось составить список нарушений, с которыми предприниматели уже обратились в прокуратуру и другие проверяющие органы.
Список этих нарушений показывает очевидный картельный сговор между омской мэрией и «Капитал-Строем»:
1) В нарушение конкурсной документации к первому конкурсу на установку ТОКов от 12.07.2019 не появилось 12 торгово-остановочных комплексов на остановках «Торговый город» (вместо 3 стоит один), «Самарка», ДОК, «ДК «Химик» и многих других, являющихся лотами № 2, 3, 7, 8, 23, 24, 35, 78, 79, 86, 94, 119 предыдущего конкурса. В результате того, что в нарушение конкурсной документации данные ТОКи так и не были установлены, на первое марта 2021 года бюджет недополучил арендных платежей более чем 2,25 млн рублей. Ни ДГХ, ни администрации округов победителя конкурса выполнять условия, очевидно, не принуждают. Но новый конкурс под них уже объявили?
2) Какой-то выборочный подход у администраций округов к незаконно установленным НТО. Так, по адресу Мира, 12 ТОК появился еще в ноябре, в нем все успешно функционирует, но конкурс по нему еще не проводился. На остановке «Дом Дружбы» в сторону Московки все киоски снесли, ТОК поставили еще в январе, но конкурс по этому месту еще даже не объявлен.
3) После того, как выяснилось, что все ТОКи превышают положенные и разыгрываемые по конкурсу квадратные метры (должно быть 57 кв. м, устанавливают 62-63 кв. м), мэрия экстренно приняла постановление, по которому разрешила увеличивать площадь НТО на 10%. Но при этом к договору на право размещения НТО должно быть заключено допсоглашение, а за излишние квадратные метры должна взыскиваться арендная плата. Так вот, как подтвердили нам в нескольких администрациях округов, с «Капитал-Строем» ни одного допсоглашения по сотне установленных ТОКов нет, хотя при работе с другими предпринимателями для администраций это обычная практика.
По самым скромным подсчетам, от такого бездействия бюджет недополучил более 2,5 млн рублей.
3 енисейская (ТОК должен был стоять в августе 2019)
Дмитриева 9 (2 ТОКа в феврале 2021)
Дмитриева 9 (токов нет)
Испортили вид на ДК Малунцева
Мира 100 (ТОК должен был появиться в августе 2019)
На трамвайной остановке Лизы Чайкино ТОК должен был появиться в августе 2019 года
Самарка (должно быть 2 ТОК)
Торговый город (1 вместо 3)
Резюмируем: есть компания, под которую, очевидно, и организуются конкурсы по установке ТОКов. На ее нарушения и несоблюдение условий конкурса закрывают глаза окружные администрации и мэрия. С нее не пытаются взыскивать средства ни в досудебном, ни в судебном порядке. И кто-то в здравом уме может сказать, что картельный сговор не налицо? Почему с остановок выдавливают малый бизнес, принося при этом убытки бюджету в сотни миллионов рублей ежегодно?
Почему распоряжения Правительства РФ, разъяснения Минпромторга и слова президента о поддержке малого бизнеса не указ городским чиновникам? Пока больше вопросов, у которых один очевидный ответ. Но подождем ответов прокуратуры и решения УФАС.
Кто-то же должен навести порядок в этих авгиевых конюшнях омского рынка НТО.