Завтра, 3 марта, Омский горсовет, скорее всего, примет решение о лишении председателя комитета по финансово-бюджетным вопросам Юрия Николаевича Федотова депутатских полномочий.

В истории омского представительного органа такое происходит впервые. Что же такого натворил некогда одиозный «серый кардинал» омской политики (и по совместительству — самый богатый человек города)?

Для начала вспомним биографию Юрия Николаевича.

Восемь лет значился «яблочником». Ныне беспартийный. С 1990-го года был попеременно то чиновником мэрии, то депутатом горсовета… 31 год мыкался так — от депутатства до вице-мэрства и обратно, при этом неизменно обрастая по дороге различными активами, ранее принадлежащими муниципалитету. Юрий Федотов и нынешний председатель совета директоров ОАО АКБ «ИТ-Банк» Владимир Волков стояли рядом за приватизацией «Омсктехуглерода». Раньше этот завод принадлежал муниципалитету, потом господа Федотов и Волков вкупе с Валерием Каплунатом оказались в его учредителях.

Теперь сажевый завод ушел в офшор, его хозяева скрыты от любопытных глаз, а городу остается смотреть разве что сажевые выбросы.

Вкупе с Андреем Ивановичем Голушко Юрий Николаевич «стоял рядом» и с «отпиливанием» от городских активов «Омскгоргаза», вокруг которого сейчас разворачивается настоящая судебная драма.

С этими же партнерами Федотов в 2013 году возглавил движение по «отжиму» у города еще одной ресурсной организации — «Омскэлектро» (вот откуда старые счеты!). Разработал схему по передаче муниципальных активов частной компании ООО «Омскэлектро» и протащил ее через рабочую группу и профильные комитеты… Тогда — не срослось. Не дали силовики и разумная часть депутатов горсовета.

Где-то в промежутке между вице-мэрством и депутатством Юрий Николаевич оседлал волну реформы ЖКХ, выкупил за 670 тысяч рублей муниципальную ЖЭУ Кировского района (с оборотом в несколько сот миллионов), превратив ее в нынешнюю УК «Левобережье». Получив в обслуживание самый новый и беспроблемный жилой фонд в городе, забрав типовые девятиэтажки. С того момента Федотов, оставаясь депутатом, осваивал сферу деятельности «управление многоквартирными домами». И освоил ее очень хорошо. Так, что научился извлекать из карманов жильцов двойной-тройной доход.

Действия Федотова как депутата, по моему мнению, стимулировали рост тарифов ЖКХ. Доказательства? Достаточно сравнить тарифы в Омске и в Новосибирске. У нас они дороже в среднем на 20%. И это притом, что в Новосибирске выше и зарплаты у коммунальщиков, и накладные расходы.

Впрочем, все это можно убрать за скобки. Просто запомним, что есть человек, который 30 с лишним лет находится при власти, этот человек стоял рядом с «распилом» многих городских активов и мог очень многое. И вот завтра у этого человека, наконец, заберут его «супероружие» — депутатский мандат.

Интересно, что и мандат этот он получил тоже очень странным образом. Видимо, чисто из былого уважения к его личности.
В 2017 году, уже после окончания праймериз «Единой России» Федотов каким-то непонятным образом, не участвуя в этой внутрипартийной выборной процедуре, «подвинул» единоросса Королькова и занял его место.

Да, г-н Федотов, хоть и «зашел» в горсовет по списку «Единой России», на самом деле — вовсе не единоросс. За прошедшие 10 лет он так и не оформил законные отношения с пригревшей его «на широкой груди» партией. Он так называемый «сторонник». То есть Юрий Николаевич Федотов на выборах возник из ниоткуда, каким-то образом появился в списке и за счет этого получил мандат.

Интересно, что проворачивал свои «выборные» дела Юрий Федотов в той части города, где его управляющие компании не обслуживают ни одного дома! Наверное, чтобы не пересекаться с жителями МКД, хорошо знакомыми со всеми «прелестями» обслуживания его «управляшкой».

Попользовал Юрий Николаевич и ОНФ, возглавив в нем профильное направление по контролю за ЖКХ. (В общем, классическая такая иллюстрация пословицы «что охраняю — то и имею»). Странно, что в руководстве этой структуры никто не озаботился вопросом: бывают ли пчелы против меда, и честно ли, что крупнейший коммунальный делец занимается контролем коммунального же рынка?

Оказавшись в горсовете, он вошел в три комитета и один из них, бюджетный, возглавил. Уже в рамках функций руководителя комитета Юрий Федотов успешно отработал операцию, итогом которой стал рост тарифов на обслуживание МКД. Просто посмотрите, как увеличились так называемые «муниципальные» тарифы, на которые ориентируются управляющие компании, с 2017 по 2021 год, и сравните темпы роста с тем же Новосибирском. Впрочем, про это все как-то молчали.
И вот тут мы подходим к сути конфликта.

Прошла реформа ЖКХ, появилось такие понятия, как капремонт и Фонд капремонта — надежный источник средств для «управляшек». И не только он. И вот здесь начинается та история, которая может стоить господину Федотову депутатского мандата.

Под российско-казахстанский саммит губернатор Омской области Бурков А.Л. выбил в Москве два дополнительных миллиарда рублей для ремонта фасадов по так называемому «гостевому» маршруту. Ну, чтобы Президенты, глядя из окон своих машин на город, не были оскорблены обшарпанным видом домов.

Поскольку ремонт фасадов входит в список работ по капремонту, он не может проходить «сам собой». Его нужно производить через тот же финансовый механизм, что и любые другие работы, входящие в понятие «капремонта». То есть через управляющие компании. То, каким образом это делается, я писал тут.

Юрий Николаевич Федотов на этом «фасадном» ремонте сумел очень хорошо «постоять рядом». Была и история о том, как на его домах затягивались сроки работ, а потом он приходил к мэру и требовал (!!!) «пересогласовать» полноценный ремонт на отделку сайдингом (угадайте, у кого есть завод по изготовлению сайдинга?).

Впрочем, до саммита был «освоен» только миллиард. Вторую половину денег запустили в работу не через коммерческие управляющие компании, с шантажом со стороны которых намучились во время ремонта фасадов, а через муниципальное предприятие — «Омскэлектро». Основным аргументом за такое решение было то, что «Омскэлектро» как муниципальное предприятие обязано все подряды распределять через механизм торгов. За счет этого Федотов и другие владельцы УК, например, небезызвестный «общественник» Александр Лихачев, лишились возможности контролировать распределение подрядов на работы по капремонту.
Я подробно это описывал тут.

И вот тут началось противостояние  г-на Федотова с «Омскэлектро» и его руководителем Андреем Жуковским. Причем для того, чтобы «разбить» схему проведения капремонта через «Омскэлектро», Юрий Николаевич использовал все доступные ему способы, в том числе — и возможности руководителя одного из ключевых комитетов горсовета.

Например, такая схема. Федотов-депутат имеет право запросить любую документацию в МУП «Омскэлектро». В том числе — и договоры с подрядчиками, в которых четко прописаны сроки и график работ. Федотов-владелец УК имеет возможность тормозить проведение работ. Например, не давать разрешение на проведение ремонта систем отопления. Не пускать строителей в подвалы МКД. Не предоставлять инженерную документацию или не согласовывать проект. Ну, и много еще чего можно придумать, чтобы протянуть время. И дотягивать до момента, когда истекают сроки, прописанные в договорах (о которых Федотов-депутат прекрасно знает). И вот, когда ремонт оказывается на грани срыва, через третьих лиц (каких-нибудь общественников, через того же Лихачева или профильный комитет ОНФ) в прокуратуру начинают сыпаться жалобы на… «Омскэлектро» и его подрядчиков. Причем формально действительно имеет место быть нарушение прописанного в договоре графика работ, и прокуратура обязана реагировать…

Так что вся история «войны» Федотова и Лихачева против «Омскэлектро» — это фактически скандал из-за денег, недополученных и не «освоенных» по давно отработанным «управляшками» схемам. Причем денег, которые если уж по совести разобраться, ни к Федотову, ни к его управляшкам никакого отношения не имеют и вообще являются целевой дотацией от Президента.

К чему это привело?

К тому, что единороссы, которые в обход своих же собственных механизмов отбора кандидатов вручили Юрию Николаевичу депутатский мандат, голосуют за лишение его того мандата. Просто потому, что нельзя настолько нагло выжимать из бюджета последние крохи, которые были предназначены для того, чтобы хоть немного улучшить город. Это слишком грубо по любым меркам.

Хорошо это или плохо? Я думаю, что это в любом случае плохо потому, что «партия власти» буквально на блюдечке преподнесла власть такому человеку.

Есть ли надежда на какие-то изменения в будущем? Думаю, что движение только началось. Я скорее поставлю на то, что Юрий Федотов будет сопротивляться и пытаться через суд оспорить решение горсовета о лишении его мандата. Но в любом случае депутаты выскажут свое мнение по поводу действий Юрия Николаевича. И это будет достаточно понятным сигналом о том, что в будущем не должно быть места настолько наглым схемам «отжима» бюджетных денег с использованием депутатского мандата.


P. S. Специально вспоминал: что хорошего получил город за 30 лет Юрия Николаевича «при власти». Не вспомнил…