Сдвинувшаяся с мертвой точки работа над охранными зонами близ памятников культуры разрешила, казалось, фатальные проблемы СК «Новострой» с ее стройкой на Бударина, но создала другие - для фирмы «Юката» с ее колесом обозрения в Воскресенском сквере. Ситуацию БК55 разъяснил начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия министерства культуры Омской области Олег Свиридовский.

- Олег Антонович, в СМИ появилась информация, что территория Воскресенского сквера войдет в охраняемую зону природного ландшафта Омска и установить там колесо обозрения нельзя будет по закону. Почему министерство культуры озаботилось этим именно сейчас? Губернатор Назаров хочет подстраховаться от самоуправства мэра Двораковского?

- По первой части вопроса я могу сказать, что да, такая работа сейчас ведется. Но весь этот процесс не имеет никакой политической составляющей. На самом деле региональная власть обязана организовывать разработку охранных зон. Но де факто раньше у нас на это элементарно не было денег. Первые средства были выделены примерно два года назад. Мы определили первоочередной перечень памятников архитектуры, у которых эти зоны нужно выделить. Разумеется, начали с центра - улицы Бударина как одного из тех мест в историческом центре, по поводу застройки которого в последнее время было множество споров. Итог этой работы вам известен [мировое соглашение с «Новостроем» - БК55]. Вторая очередь - памятники культуры и архитектуры на Любинском проспекте, Партизанской и Интернациональной. Всего сейчас работа ведется по 33 объектам.

- Уточните, пожалуйста, как именно выделяют эти охранные зоны?
- Процедура такова - получив деньги из бюджета, мы объявляем конкурс. В этот раз его выиграл «Омскгражданпроект». Специалисты этого учреждения выделяют границы охранных зон, режим использования территории близ памятников и т.д. Кроме того, проводится еще и историко-культурная экспертиза. И на основании всей этой многомесячной работы готовится документ - постановление правительства Омской области. Работа проводится по четким научным методикам, и результат ее, еще раз повторяю, не зависит от чьих-то личных вкусов или интересов – губернатора, министра или специалистов управления охраны памятников.

- На какой стадии сейчас разработка охранной зоны вблизи Воскресенского сквера?
- Заказ «Омскгражданпроекту» мы отдали еще где-то в ноябре, результат должны получить со дня на день.

- И по результатам этой работы может получиться так, что никакие объекты типа колеса обозрения на этой территории ставить будет нельзя?
- Да, это действительно так.

- А чиновники мэрии, в частности главный архитектор города Анатолий Тиль, в курсе этой ситуации?
- Разумеется. Еще несколько месяцев назад на первом архитектурно-градостроительном совете, где обсуждался этот «чертов» вопрос, я лично выступал и объяснил коллегам - не исключено, что в ближайшем будущем по закону никакие крупномасштабные объекты на этой территории нельзя будет построить. Поэтому пока вопрос обсуждать, по сути, нет смысла. Призвал их не спешить, дождаться регламента.

- Какова была реакция заинтересованных сторон?
- Насколько я помню, в резолюции того совета было записано - рассмотреть другие варианты размещения.

- Но, как мы видим, Тиль и инвесторы активно продолжали лоббировать именно это место...
- Мне это комментировать сложно. Если же говорить о моей личной позиции, то меня тоже удивляет настойчивость в данной ситуации, когда население явно говорит «нет». Насколько я понимаю, этот инвестор, кстати, во многом, действительно, очень загадочный, упорно настаивает: «А я считаю, что здесь!...»

Наталья Николаева, Олег Ледянский