Смотришь иногда иностранное кино и завидуешь: написал журналист удачную колонку – и уже наутро его гигантский портрет украшает Таймс-сквер, а портрет поменьше – борт автобуса. В Омске для попадания на рекламный щит журналист должен работать в одной (и вы знаете, какой) телекомпании. У авторов колонок и рубрик в печатной прессе шансов на это нет.
«Культурный» разворот Маргариты Зиангировой в «Омской трибуне» – это не дежурные отчёты о премьерах и наградах местных деятелей культуры, но и встречи с гостями. На минувшей неделе такими гостями стали бывшие омичи – актёры драмы, ныне служащие на театре в Ярославле, где главрежем тоже не чужой Омску Евгений Марчелли. И хотя они приехали со спектаклем «Без названия», речь не о нём, а всё о них – старых знакомых. И даже Мария Арбатова предстаёт такой же старой знакомой, обычной тёткой, без налёта «феминизма напоказ». Потому что мы-то понимаем: настоящая феминистка не станет менторствовать на тему «жена политика – ресурс пиара» и советовать супруге губернатора сопровождать его на публике.
Чиновники и без подсказок могут сделать таким ресурсом всё что угодно. Например, визит пожилой особы, которую «Красный путь» называет «самопровозглашённой наследницей российского престола». Большую часть колонки «Саша + Маша» Евгений Павлов посвятил генеалогии и тому, что отец т.н. великой княгини когда-то поддержал нападение Германии на СССР. Автор задаёт риторический вопрос: «Чего не хватает деятелям областного агитпропа – либо знаний, либо здравого смысла?» В общем, «Машу» газета не одобрила, а «Сашу» увидела возле магазина «Океан», где состоялась «очередная установка памятника адмиралу Колчаку». Чтобы увидеть адмирала в скульптуре раскорячившегося в странной позе бородача со штурвалом, нужно иметь мощное воображение. Но автор рассуждает: если визит Марии Владимировны преподносится как «признание Дома Романовых», то и моряк с таким же успехом ассоциируется с Александром Колчаком: «Один не похож, вторая не соответствует».
Самый велеречивый и начитанный из колумнистов, несомненно, Сергей Шкаев – обозреватель «Вашего Ореола», автохтон и дуайен, фантазёр и выдумшчик, мастер стилизации и витийства, энциклопедист и эрудит, и т.д. и т.п. Каюсь, ни одну его «пятиколонку» за все годы так и не смогла дочитать до конца. Нынешняя (прочитанная-таки) исполнена в форме объяснительной записки главному редактору о том, почему он, Сергей Шкаев, не может написать статью о «путинской бабушке», – с апелляциями к таким сокровищам мировой культуры, как пьеса и фильм «Приключения жёлтого чемоданчика», песни Гарика Сукачёва, «Ревизор», «Мастер и Маргарита» и исторический анекдот с наследником престола. Боюсь, рядовой читатель газеты, испив этой амброзии, должен ощущать себя выпускником экспресс-курсов для политруков-искусствоведов. «О, друг мой, Аркадий, не говори красиво!»
А в «Бизнес-курсе» окопалась целая когорта мастеров изящной словесности, особенно в очередном номере, объединённом с «МС2». Константин Вегенер завораживает формулами «Венера в Раке, Марс в Козероге». Николай Черников в «Записках хирурга: Трюки выполнены профессионалами» рассуждает об отличии порнофильма от сексуальной практики жителей Омска. Александр Очаковский прогнозирует неизбежное падение пенсионной пирамиды. Состояние пенсионной системы страны таково, что, обсуждая её, любой поневоле выглядит вольтерьянцем: «Решая проблему своего пребывания на вершине власти, Путин ставит под удар экономику страны».
Колумнисты, еженедельно умещающие мысль в одну колонку, живут в «Коммерческих вестях». Правда, у них и колонка раза в три длиннее журнальной. Прочитав рассуждения Николая Горнова о «Пяти способах разбогатеть», читатель вряд ли разбогатеет, поскольку речь там идёт преимущественно о взаимоотношениях приматов и экономических стратегиях обезьян. Телеобозрение Елизаветы Кривощековой неожиданно перекликается с колонкой «Красного Пути». Если Евгений увидел в ритуальных танцах вокруг великой княгини «холуйство половых в придорожном трактире», то ей остроты журналистов показались схожи с «обсуждением господ в лакейской». Впрочем, «обзирать телеобзор» – занятие несуразное. Тем более что Елизавета много лет ведёт авторский раздел «Книжный клуб» (четыре новинки еженедельно) и там – колонку, которая нынче написана «в соавторстве» с Алексеем Толстым. В романе «Хождение по мукам» представлены события февраля 1917 года с перегораживанием мостов в Петербурге. Оказалось, они проецируются на 2012 год с его Болотной площадью. «Можем мы свободно передвигаться?» – интересуются «соавторы».
Светлана Васильева не просто «культурный журналист». Она сама – уже неотъемлемая часть омской культуры, её камертон. Даже в жёстком формате новости или интервью один только выбор темы и какие-то тонкие интонации могут рассказать об её отношении к проблеме. Поэтому появление её колонки «Омичи выступили против «чёртова колеса» на первой полосе «Омской правды» служит своеобразным сигналом внимательному читателю. Ей не нужно самой вставать с плакатом или выступать на митинге.
Кстати, просто напечатав текст в один столбец, колонку или авторский материал не получишь. Тут важны особый взгляд, собственная мысль, неожиданный ракурс. Вот в «Вечерке» есть материалы, свёрстанные в столбец, но язык не поворачивается называть их колонками. Может, потому, что в этой газете «особость» не нужна? А ведь её нынешний главный редактор (пусть и и.о.) Михаил Лебедев когда-то получил «Золотое перо» именно за авторскую политическую рубрику. Сейчас оазисами «свободомыслия» там остались юмористический «подвал» и раздел «Дача – ВО!» с секретами выращивания томатов, вишни и сливы. Но рекреация – предмет другого обзора.
Татьяна Ильина