Омским оборонщикам сейчас нужны гражданские контракты.
Москва, как выяснилось, неожиданно отказалась от поставок амортизаторов производства омского федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс». Омские оборонщики, основной профиль работы которых — подводные лодки, гордились тем, что поставляют кое-что важное и для гражданки — амортизаторы используются для пассажирских вагонов.
Об этом контракте стало известно еще три года назад. Тогда посетившему завод губернатору Буркову рассказали, что омичи делают мягкими поездки в вагонах московского метро. Речь идет об упругих элементах на базе резинокордных оболочек для подрессоривания и амортизации рельсового транспорта. Начальник цеха экспериментального производства Ярослав Галиницкий тогда заявлял СМИ:
«Наши конструкции пользуются большим спросом при формировании составов метро, поставляются не только в российские метрополитены, но и за рубеж».
О каком производителе подвижного состава идет речь, НПЦ «Прогресс» не уточнял.
Известно, что вагоны для столичного метро производит «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах. Там регулярно обновляют конструкцию. В 2019 году на маршруты метрополитена вышла новая модификация поезда — «Москва 2019», а в 2020 году начали работу над еще более совершенной версией состава.
Но в этом году Москва почему-то решила вместо омской продукции закупить амортизаторы в Китае. Возможно, это связано с изменившимися требованиями из-за новой модели вагона.
Во время недавнего визита в Омск министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова он осмотрел выставку в «Континенте», где к нему с жалобой и обратился представитель НПЦ «Прогресс». Омичи заявили о непонимании того, почему производитель поездов московского метрополитена отказался от наших амортизаторов. Федеральный чиновник вмешался в этот процесс и из Омска позвонил в Москву: «Ребята, на каком основании вы отдаете контракты в Китай, если у вас нету никаких претензий к качеству продукции, к цене… Он занял позицию нашего региона для того, чтобы мы могли получить контракт для нашего предприятия», — изложил историю на днях губернатор.
Получится ли в итоге переиграть ситуацию, не ясно.
Московские власти давно работают с Китаем в метростроении — китайские компании получили контракт на строительство новых линий.
На сайте омского предприятия сообщается, что там выпускают пневмоэлементы с резинокордной оболочкой для амортизации транспортных средств, однако то, что речь идет о вагонах метро, не упоминается. Ранее сообщалось, что амортизаторы «Прогресса» используются и в конструкции троллейбусов, автобусов и грузовиков.
Несколько лет назад специальным указом президента ФНПЦ «Прогресс» был включен в перечень стратегических предприятий, занимающихся развитием оборонно-промышленного комплекса страны до 2020 года. В этом году, видимо, завод этот статус потерял. Доля продукции специального, то есть военного назначения в общем объеме его производства достигала 75% («Прогресс» обеспечивает резинокордными оболочками атомные подводные ракетоносцы «Ясень» и «Борей»).
Однако к 2025 году долю гражданской продукции надо довести до 30% от общего объема производства российского ОПК, поэтому заказ на метропоезда становится очень важным для режимного предприятия.