Главным инвестором проекта является ОАО «Сухоложскцемент», входящее в холдинг немецкой компании «Дюккерхофф». По словам директора по маркетингу и сбыту «Сухоложскцемент» Владимира Клементьева, финансирование проекта со стороны немцев составляло 80%. Всего же в завод было вложено, как заявил на презентации управляющий директор «Основа Холдинг» Александр Антропенко, 600 миллионов рублей.
Губернатора, который должен был открывать завод, так и не дождались, от областного правительства на мероприятие прибыл глава минстроя Станислав Гребенщиков, а от города - руководитель департамента экономики Павел Кручинский. Если организаторов и расстроило отсутствие главы региона, они никак этого не показали, а в своей речи Александр Антропенко сказал, что несмотря на сравнительно небольшой штат предприятия (всего сорок человек), уже на ближайший год планируется заплатить 20 миллионов налогов, а в первую пятилетку бюджет получит от завода предположительно 200 миллионов рублей. Хотя, строго говоря, предприятие называть заводом немного некорректно.
- Если бы у вас был известняк, мы бы построили завод здесь, - на довольно хорошем русском объяснил журналистам управляющий директор цементных заводов концерна в Восточной Европе Кристиан Лозе. - Но у вас есть зола. Поэтому мы построили у вас терминал.
Предполагается, что на омском предприятии будут смешивать сухоложский цемент с золой, поступаемой с омской ТЭЦ-4. Доля золы в составе готового продукта будет составлять пока не более пяти процентов. Но уже это, по словам представителей сухоложского предприятия, позволит снизить себестоимость цемента, а вдобавок добавит материалу дополнительные антикоррозийные качества. В будущем долю золы планируется довести до двадцати процентов (немецкие партнеры уверяют, что это никак не повлияет в худшую сторону на качество цемента), но пока омские ТЭЦ не способны обеспечить необходимым для этого количеством золы нужного качества. К слову, зола омской ТЭЦ-5, расположенной рядом с заводом, по качеству тоже не соответствует нуждам производства. Брать же золу с переполненных омских золоотвалов немцы не собираются вовсе.
Пока омский терминал смешивает цемент и золу исключительно в лаборатории. На производстве так и не смогли ответить на вопрос, когда же точно будет выпускаться цемент с добавлением золы. «Наверное, скоро», - отвечают производственники. В настоящий момент в день на предприятие приходит 12 вагонов цемента. По словам директора железнодорожной станции «Омск-Северный» Константина Воронцевича, ему не сказали, насколько увеличится трафик, но к подобной ситуации он готов.
Юлия Стрельская