Омский юрист порассуждал о газовом коллапсе на севере области с точки зрения закона.
Напомним, в 2020 году БК55 делал репортажи об отключениях газа из экспериментального Тевризского месторождения в Таре и в Знаменском. Сейчас проблема снова обострилась — областной министр энергетики Антон Гаак лично приехал в Тару, чтобы координировать налаживание теплоснабжения домов.
— В начале февраля 2019 года власти отключили газ в нескольких районах Омской области: Тарском, Тевризском и Знаменском. Причина отключения — опасность аварийной ситуации. Из-за сильных морозов потребление газа в тех районах выросло почти в 2 раза. 17 февраля 2019 года губернатор Александр Бурков пообещал жителям, что проблема газоснабжения в этих районах будет решена. Пришли аномальные морозы 2020–2021 годов. Жители севера замерзают без газа, впрочем не все, некоторые особые граждане всё же имеют к нему доступ…
Жителям северных районов, которых захлестнула газовая проблема, чтобы понять всю структуру правоотношений в этой ситуации, нужно изучить весь договорной путь — газоснабжающей компании особенно. Самая большая проблема — выяснить, на каком этапе были нарушены права. Потому что газоснабжение в соответствии с договором должно предусматривать штрафные санкции за отсутствие поставок по договору, который не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Люди мне уже сообщают, что были переподписаны какие-то договоры, нужна вся их история. Лучше с самого начала. Нужно изучать и договоры с компанией, которая поставляла газовое оборудование, возможно, между ней и газоснабжающей компанией есть какие-то отношения. Большой вопрос вызывает, кто, когда и как принимал решение о переводе на газ, с абсолютным разрушением той энергосистемы, которая была до этого худо-бедно, уж какая она была. Почему котельные были разрушены с переводом на газ в отсутствие какой-то резервной энергосистемы?
Если кто-то обращался с жалобами в УМВД, прокуратуру, Следственный комитет — нужны ответы от них, о том, какие проводились проверки. Может, есть и какие-то судебные акты, особенно ценно, если они вступили в законную силу. Неплохо было бы посмотреть и протоколы встреч с представителями власти, какие поднимались вопросы, какие предлагались пути решения. Как развивалась дорожная карта, о которой говорят областные чиновники. Пока этого нет — какие-то выводы сделать очень сложно. Если посмотреть документы — на мой взгляд, это будет полный спектр нарушений, от уголовной до гражданско-правовой ответственности.
В тот же период времени, когда был осуществлён переход на газовое отопление, была полностью разрушена структура отопления, организованная на основе угля. Котельные были разобраны, куда было утилизировано оборудование, как распорядились земельными участками котельных, в данной структуре никто не знает.
У людей были договоры на поставку газа, потом их изъяли якобы из-за изменения расчётного счёта. Новый договор на поставку газа предоставлен не был. На сегодня никакого правового основания для поступления газа в квартиры граждан не существует. Поэтому сложно понять, как здесь действовать. При этом люди платят за газ по реквизитам «Тевризнефтегаза». У них с ним нет никаких договорных отношений. И каким образом компания будет доказывать, что у неё есть эти правоотношения — нам неизвестно. Поэтому считаю, что здесь есть основания написать заявления в полицию с указанием на то, что договорных отношений нет, чтобы по всем этим фактам провели проверку. Как развивались события, почему забрали договоры, нужно написать в прокуратуру, чтобы также проводили проверку соблюдения законности в этой сфере, на каком основании газ поступает к потребителям.
Понятно, что полиция сможет только дать отдельное поручение, чтобы Тевризское УВД запросило у «Тевризнефтегаза» копии документов, которые являются основанием правоотношений. Имеет смысл обратиться в правоохранительные органы, чтобы они провели проверку по этим фактам. Будут их ответы — можно будет о чём-то говорить.