А самая крупная претензия Всероссийского общества охраны природы — на 2,8 миллиарда рублей.
После того, как Всероссийское общество охраны природы (ВООП) предъявило «Омсктехуглероду» претензию почти на 1 млрд руб., завод заявил о преследованиях (подробности ЗДЕСЬ).
Но так ли это? В новом интервью БК55 зампред Центрального совета ВООП Элмурод Расулмухамедов рассказал, сколько еще предприятий получат такие претензии и в какие регионы пойдут выплаты — если предприятие сменило прописку.
— Элмурод Абдурахимович, «Омсктехуглерод» фактически обвинил вас (и почему-то омского губернатора) в том, что преследуете завод. Что скажете?
— Скажу, что мы запустили отличный проект «Триллион в регион» — не сами по себе, а при поддержке Министерства природных ресурсов РФ. «Омсктехуглерод» — одно из сотен предприятий, попавших в этот проект.
— А можно об этом проекте подробнее?
— Конечно. При поддержке Министерства природных ресурсов мы сформировали Рейтинг экологической эффективности регионов. Один из его параметров — анализ правоприменительной практики по нарушениям природоохранного законодательства. И тут мы выявили значительные перекосы между числом административных дел с выплатой штрафов и устранением вреда (как добровольным, так и принудительным), нанесенного окружающей среде.
— Что дальше?
— А дальше эксперты общества оценили совокупный ущерб, накопленный в результате этого перекоса за последние 10 лет, в 1 триллион рублей. Эта сумма распределена между почти 3000 нарушителей природоохранного законодательства.
— То есть проблема, когда предприятия не возмещают в должной мере ущерб природе — системная…
— Да, для ее решения Всероссийское общество охраны природы и запустило проект «Триллион в регион», в рамках которого наши эксперты рассматривают административные дела и рассчитывают ущербы по имеющимся данным и методикам. После этого предприятиям-нарушителям направляются досудебные претензии с предложением добровольно устранить ущерб окружающей среде, представив соответствующую программу (согласованную с надзорным органом) или выплатить компенсацию в региональный бюджет.
— Сколько претензий уже направлено нарушителям?
— В рамках проекта «Триллион в регион» нарушителям в разных регионах направлено 7 претензий. Среди них оказался и «Омсктехуглерод», который получил стандартную претензию на сумму 978 603 270 (девятьсот семьдесят восемь миллионов шестьсот три тысячи двести семьдесят) рублей.
— Если это стандартная претензия, то какая же «выдающаяся»?
— Если говорить о суммах, то максимальный размер претензии 2 847 920 000 (два миллиарда восемьсот сорок семь миллионов девятьсот двадцать тысяч) рублей.
— Какой реакции вы ожидаете от предприятий?
— ВООП рассчитывает, что все ответственные предприятия представят согласованные программы по устранению нанесенного вреда и накопленного ущерба.
— Все еще надеетесь на сотрудничество с «Омсктехуглеродом»?
— Надеемся, что предприятие адекватно оценивает свои проблемы и возможности и разработает качественную программу в кратчайшие сроки.
— Ну, а то, что завод перерегистрировался в Москву, что-то изменит? Станет с ним работать проще или сложнее?
— Изменение юридического адреса предприятий-нарушителей является традиционным способом ухода от судебного преследования, поскольку осложняет информирование ответчика о претензиях и судебных исках. Однако ВООП не обладает информацией о том, что «Омсктехуглерод» изменил юридический адрес именно с этой целью. Претензия просто будет направлена на новый адрес.
— А в бюджет какого региона может поступить компенсация за вред?
— Природоохранное законодательство предполагает, что компенсация выплачивается в бюджеты регионов и районов, где совершено загрязнение. Юридический адрес в этом случае значения не имеет.
— Все же, судя по видеоролику, в котором «Омсктехуглерод» заявил, что его преследуют, а этот миллиард рублей буквально вымогают, ситуация непростая. Остается ли надежда на мирное урегулирование?
— За 96 лет своей истории Всероссийское общество охраны природы привыкло к различной реакции. Но проект «Триллион в регион» рассчитан, в первую очередь, на добровольное участие предприятий. Подчеркну: у этих заводов — явные проблемы с исполнением законов, местным населением и окружающей средой. ВООП всего лишь обращает внимание предприятия и общества на этот прискорбный факт и выступает защитником интересов пострадавших. Сам проект предполагает минимизацию контактов с предприятиями-нарушителями — за исключением случаев, когда они сами обращаются за экспертизой.
— Что ж, удачи новому проекту!
Наташа Вагнер