Стоит ли омичам увидеть на большом экране новую ленту с евродивой Фанни Ардан?
Кто я? Где мое место? Миллионы человек обращаются к Вселенной с этими вопросами на разных этапах своей жизни. 44-летняя француженка с алжирско-вьетнамскими корнями Майвенн (Ле Беско) решила свои поиски оформить в кинематографическое произведение «ДНК», оставив главную роль метущейся между двумя разными культурами души для себя. Свой «проект мечты», который на этой неделе дошел до омских кинотеатров, она насытила также франкоязычными идолами: в заметных ролях засветились Фанни Ардан, Луи Гаррель и молодая муза Франсуа Озона Марина Вакт.
Можно с уверенностью сказать, что перед нами канонический фильм-откровение режиссера. При этом это далеко не дебют француженки — она творит по ту сторону камеры с 2004-го года. Однако эта попытка установить контакт со зрителем стала куда более личной и оттого эмоционально-насыщенной. Зрителя как бы допускают гораздо дальше, в святая святых души Майвенн. И надо сказать, что там царит хаос и раздрай. Привычный нам с вами киноязык разрушается одновременным применением как хаотичной «живой» камеры, так и нестабильной актерской игрой. На зрителя с экрана будто бы сходит лавина из эмоциональных выплесков, посвященных внутрисемейным отношениям.
Но всё-таки в основе «ДНК» закономерно лежит вопрос «родины твоей крови». Как это часто бывает, катализатором «вечных вопросов бытия» для главной героини фильма становится смерть близкого и горячо любимого родственника. В случае с предпочитающей пёструю одежду и яркий макияж дамой средних лет, какой она предстает на экране, это дедушка-борец за права притесняемых во Франции алжирцев.
Но беда, как известно, не приходит одна: горе соединяет громадную и вовсе не гармоничную мультинациональную семью. Тут и скандально-сумбурная мать (Ардан), которую хлебом не корми дай громогласно заявить о своей «единственно верной» позиции, и более юные и «шкодливые» братья с сестрой (Вакт), которые вовсе не чувствуют «зова крови», и молодая поросль, купающаяся в прославляемой сейчас мультикультурности. Удержать все это «буйство красок» в течение 90 минут экранного времени и правда задачка не из легких…
Справляется ли с такой задачей режиссер? Вряд ли. Уж слишком часто во время просмотра хочется выкрикнуть «Не верю»! При просмотре нередко создается ощущение абсолютной наигранности и картинности. Даже понимая всю серьезность демонстрируемых обстоятельств — духовной опустошенности и потерянности, борьбы за собственные ценности и идеалы — ты не можешь простить этого хаоса.
Персонажи ведут себя неестественно, путаются в эмоциях, и в самый неожиданный момент могут выкинуть нечто абсурдное и нелепое, что кроме недоумения и желания задать логичный вопрос «Зачем?!» не вызывает. Диалоги же мечутся на разных полюсах: от клише предпохоронных баталий до банальных межпоколенческих конфликтов, глубины и важности разговоров в таком случае не прочувствовать. Для фильма, не основанного на спецэффектах, это фактически приговор. Становится совсем не понятно, то ли это невнятный сценарий, то ли непродуманное указание режиссера, а может быть и настоящая путаница в душе нашей Майвенн.
Безусловно, ни один привлеченный Майвенн актер «класса «А» так и не может в таких обстоятельствах раскрыться, стараясь элементарно перетянуть зрительское внимание на себя. Череда эпизодов-вызовов с повышением тона, слезными причитаниями и будто бы заимствованными из десятка других фильмов диалогами так и не рождаются в единое произведение. Безусловно, можно списать все на «личный эмоциональный опыт» режиссера, ее видение жизненного хаоса 2020-х, но делать этого отчаянно не хочется.
Жанрово фильм также не удается выдержать в едином духе: по мере развития сюжетной линии с поиском своих корней между Францией и Алжиром он словно «легчает» — от экзистенциальной драмы до лирической комедии.
Но все-таки стоит сказать — это кино о желании постичь себя, найти свою идентичность, а следом и гармонию в жизни. Мотивация героини узнать свои корни растет с каждой прожитой минутой. Ради этого она готова пойти на самые настоящие безумства. Кто без этого греха — пусть первый кинет в Майвенн камень.
Рекомендовать эту ленту безоговорочно все-таки можно только горячим поклонникам обеих культур — как французской, так и арабской. Да и Фанни Ардан, пожалуй, своего преданного зрителя не подведет.