Председатель общественного движения «Омичи за трамвай» прокомментировал для БК55 новость о запрошенном пассажирскими перевозчиками у РЭК повышении тарифа.
Напомним, новость о повышении тарифа на бумаге и в расчётах (но пока не для пассажиров) появилась сегодня.
— На первый взгляд цифры пугают, обыватель может сказать: «Да что они там, зажрались? Им новые трамваи и троллейбусы дали, а они тариф задирают?!» Но тут сразу же нужно уточнить, что новые трамваи (и б/у трамваи) и троллейбусы приобретаются не за счёт городского или областного бюджета, а за счёт транспортного предприятия. То есть бюджет на это не потратил ни копейки денег, а новая техника была приобретена в кредит (в лизинг и в рассрочку).
Стоит вспомнить, что ранее средства из бюджета выделялись в основном на покупку автобусов, а электрический транспорт масштабно не обновлялся вот уже более 30 лет.
Теперь представим, что у некоммерческого предприятия, основная цель которого — пассажирские перевозки, а не получение прибыли, вмиг появились обязательства по лизинговым платежам, ОСАГО, КАСКО, платежам по рассрочке, платежам по транспортировке. Также предприятие вынуждено проводить работы по капитальному ремонту трамвайного пути и контактной сети за собственный счёт. Ни бюджет города, ни области опять же не выделяют средства на капитальный ремонт, хотя в муниципальных и региональных бюджетах ряда крупных городов такие расходы предусмотрены.
Вспомним также, что в период пандемии коронавируса и весеннего локдауна предприятие было обязано проводить гиперубыточную транспортную работу, чтобы обеспечить социально важные перевозки горожан. Подавляющее большинство пассажиров сидело по домам, но предприятие было обязано выполнять социально важные рейсы.
Также социальными являются и убыточные рейсы магистральных троллейбусных маршрутов рано утром и поздно вечером, которые, хотя и очень понравились омичам, но предприятию приносят лишь убытки.
Более того, уже много лет не индексируются на величину реальной инфляции зарплаты персонала электротранспорта. Например, молодой водитель трамвая или троллейбуса 3-го класса, прошедший длительное 6-месячное обучение (за которое он, естественно, не получает зарплату), на руки получит лишь около 26 тыс. руб. Надеюсь, что в тариф РЭК заложено увеличение заработной платы хотя бы линейного персонала.
Резюмируя вышесказанное, вполне логично, что тариф вырос, так как выросли и социальные обязательства. Когда закончатся лизинговые платежи и платежи за рассрочку, естественно, снизится на эту сумму и тариф.