Традиционно продолжается авторская рубрика художника Дины Грин «Портрет с рукопожатием». Сегодняшняя беседа с фактурным исполнителем, организатором и бессменным фронтменом музыкального коллектива «Аверс Лайф» Дмитрием Домановым: о сложностях творчества в нынешних условиях, о разнице движений в столице и в провинции, об эмоциях и о прочих интересностях.
— Честно сказать, я много лет думала с тобой пообщаться, но не было повода. С твоего подросткового возраста тебя со стороны наблюдаю и что-то общее чувствую. Смотрю как поступательно развиваешься в музыке. Как жанр своего музыкального творчества сегодня охарактеризуешь?
— Спасибо! Я бы назвал это неодекадансом.
— Точно… неодекаданс, изысканность во всем. С юности я поклонница музыкального проекта Агата Кристи. Декаданс люблю во всех видах искусства. Кто пишет ваши песни?
— Тексты сочиняю сам, обычно после какого-то события, либо эмоции, зачастую не очень хорошей. Как известно, грустные песни легче писать.
— Грусть — вообще качественная основа для творчества. А музыка?
— Музыку пишу дома, приношу ребятам скелет песни, дальше он обрастает тем, на что похож законченный вариант песни.
— Какие события могут повлиять на создание? Тот самый щелчок чтобы произошёл. Может что-то из детства даже вспомнишь?
— Два глубоких негативных воспоминания из детства отложилось в моей голове.
Как и у всех нормальных подростков — это наказание за первое курение, а второе — сбило машиной скорой помощи.
— Да, сюжетный оксюморон со скорой помощью вышел. И ты давно не в Омске живешь. Расскажи, когда тебе удалось его покинуть?
— В 2013 году. Слово «удалось» не случайно, так как люди 1985 года рождения и старше помнят образец Омска тех лет. Работы по специальности «инженер» нет, либо за 12 т. р., либо ходить, как инженер из «Лапенко». Самая востребованная профессия среди молодежи — торговый представитель по алкоголю и сигаретам. Под новый год ребята делали по 100 т. р. на этом. И мы им завидовали.
— А музыка пока была просто развлечением?
— Да. Хобби. Всё заканчивалось репетициями в гараже, не более. И в один момент что-то щелкнуло в мозгу. Я начал действовать.
Сейчас же Омск очень изменился и, скажу по наблюдениям, в лучшую сторону, очень много молодых предпринимателей и вообще как по мне — сейчас в городе больше талантливой молодежи.
— Ты часто возвращаешься? Что тебя связывает с городом?
— Связывает с Омском…? Конечно же, родственники, друзья, в конце концов, один из самых неблагоприятных районов, но мною весьма любимый — Амур. Прожив там 28 лет — человек уже морально готов к столице.
— Я некоторое время тоже пожила в Амуре, но к столице почему-то не оказалась готовой. Видимо, недостаточно я Амуром напиталась. Какие первые ощущения были? Ты выходишь на столичный вокзал.
— Все те ощущения, которые человек испытывает при путешествии. Насчет ритма жизни — скажу, что да, быстрый, но как-то так же быстро и влился. Я понимал, что тут не валяются деньги на дороге, как многие думают до сих пор. Тут надо работать.
— И ты сразу начал работать и зарабатывать?
— Да. Помимо музыки, которая не приносит желаемых денег, особенно на начальном этапе, особенно, если это не рэп, который я тоже время от времени слушаю, нужна и работа. Поэтому работаю ведущим инженером в хорошей фирме, ведь это тоже в чем-то творческая профессия, главное не переусердствовать.
— А как делите в группе гонорар?
— Дошли до самого приятного вопроса — гонорар делим поровну, между четырьмя участниками коллектива.
— У вас есть поклонники и, возможно, прям фанаты?
— А нет, я поспешил… Вот сейчас дошли до самого приятного вопроса. Есть свой фан-клуб, очень дружный, поддерживает на концертах, готовит разные флэшмобы. Почти со всеми знаком лично, очень интересные люди.
— Как вы творите в этом году? Что с выступлениями? Сильно пострадали?
— В период пандемии фестивали и живые концерты, конечно же, запрещены, но есть приятный бонус, как квартирник, либо выезд на природу с фанклубом.
— Конечно, здесь своя душевность и некоторое единение. Я вообще заметила, что люди стали друг к другу человечнее во всей этой чехарде с пандемией…
— И ещё за это время у меня несколько поменялись ценности.
Раньше меня уверяли, что мужик должен до 30-ти купить машину, а до 40 квартиру. Очень трудно объяснить этим людям, что машина в Москве как бы и не нужна, и что, в принципе, счастье в другом. Я только тут увидел, как люди стоят по 3 часа в пробках, потом оставляют машины у метро и едут на нём домой. Если в Подмосковье работаешь, то тогда нужно авто, но приезжать будешь в девять вечера, работая до шести.
— Может, и не надо объяснять про счастье. У каждого человека своя реальность и своё счастье. Скажи мне, как творец творцу, насколько ты эмоционален?
— Все творческие люди эмоциональны, но не каждый сдержан.
И я иногда не сдержан. С годами это немного уходит, потому что здоровья не хватит на всё реагировать, но был такой момент, когда я понял, что, если бы не гитара и не песни, я бы просто перегорел и закончил в «дурке», либо просто начал бухать. Поначалу это круто, когда ты загоняешь себя в состояние депрессии намеренно, но осознаешь, что это для дела, для песни… Все мои знакомые музыканты, те, кто пишет в стиле декаданса, свои главные хиты, написали именно в таком состоянии. Плюс алкоголь, переживания, возможно, разбитая любовь, но никак не в трезвом состоянии.
— Твоя внешность запоминается. Тебе это в продвижении музыки помогает?
— Внешность, конечно, помогла бы, но я держусь (смеётся). Неожиданные предложения поступали также, ну и стать моделью, но повторюсь — я держусь (иронично смеётся).
— Ну ладно, отшутился. А про темы в творчестве? Вижу их линией чётко.
— Темы затрагиваю извечные и актуальные, как говорится «по факту», собственно так и называется наш альбом. Единственное, что не затрагиваю — политику. Это скучно, хотя слежу пристально за тем, что происходит. Есть неплохая песня «Все мы врём».
— Послушала её, так сладкоголосо льстиво начинается и далее драма на двоих. Ну и в целом, конечно, люди врут сами себе, а уж когда собираемся от 2 человек и больше, ещё то шоу можно наблюдать.
— Про взаимоотношения все эти и пою. В будущем хочется больше сарказма в песнях, ведь саркастичные люди самые добрые. Стоит немного надломить этот панцирь сарказма, как польется вселенское добро.
— А я в последние годы ушла от сарказма. Он чаще колкий. К доброй иронии, к самоиронии развернулась.
— Ну, я в песнях активно использую сарказм, считаю, что и сарказм — качество очень добрых людей, которые маскируют свою доброту от внешнего мира коркой сарказма. Стоит ее вскрыть, и вы увидите самого доброго человека. Это как на примере человека-клоуна, вроде бы с виду самый веселый, а внутри несчастен.
— Ок. Согласна с этим. Расскажи, как ты относишься к тому, что состав группы подвижен. Сильно переживаешь, когда кто-то уходит?
— Нет, не переживаю. Состав уже несколько раз менялся, что приводило и приводит к улучшению музыки и улучшению отношений внутри коллектива в целом. И я до сих пор в хороших отношениях со всеми, кто вносил свой вклад в творчество Аверс Лайфа.
— Какой твой самый высокий гонорар?
— Он у меня еще впереди. А так как я человек не очень любящий хвастать, то и не буду. В конце концов я подписывал документ о неразглашении коммерческой тайны.
— Верно. Как и кинопроизводство. Это всегда коллективный труд, так итог становится объёмнее. Музыки это тоже касается. Расширяется аудитория слушателей благодаря вкладу каждого. У нас всех свой взгляд на одни и те же вещи. Тоже стараюсь в таких проектах быть гибкой и внимательной идеям каждого участника. Моя отдушина — живопись. Там никто не стоит за спиной. Создание картины всегда интимно — индивидуализм в чистом виде.
Твоя жизнь наполнена стрессами или ты постиг дзен? Как реагируешь на стрессы?
— Есть же такой лайфхак, что, если мучает тебя какая-то мысль, нужно с этой мыслью переспать. На утро как-то все решается. Это касается и работы и хобби. В Москве зачастую со сложными мыслями засыпаешь.
— Какие мысли обычно тебя мучают перед сном? И какая самая приятная из последних мыслей тебя посетила? Давай позитивно завершим.
— Что, наконец-то, работаю на такой работе, где всё руководство пришло на мой концерт и отожгло на нем.
— Супер! Желаю тебе больше таких событий в жизни. Концерт — это всегда мощный энергообмен.